Азербайджан — стабилизирующий фактор на пространстве от российского Кавказа до Северного Ирана

Трехсторонняя встреча президентов России, Азербайджана и Ирана состоится в Тегеране 1 ноября, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на посольство Ирана в Баку. «Президенты Ирана, Азербайджана и России на встрече обсудят вопросы регионального сотрудничества», — отмечает посольство. Кроме того, планируется проведение и двусторонних встреч между президентами.

Всем понятно, что основа трехстороннего  сотрудничества международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг». Буквально накануне председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов заявил, что первые грузовые поезда на участке железной дороги Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) будут запущены в конце ноября.

По его словам, строительные работы на железнодорожной линии Астара (Азербайджан) – Астара (Иран) уже завершены. Также достроен железнодорожный мост над рекой Астара-чай. А строительные работы на иранской территории продолжаются.

Тем самым, Азербайджан предоставит Ирану кредит в размере 500 миллионов евро для завершения строительства участка железной дороги Решт-Астара в рамках проекта Международного транспортного коридора «Север-Юг». Финансирование будет осуществлено в форме кредита. Вложенная сумма будет позже вычтена из доходов проекта.

«Встреча президентов России, Азербайджана и Ирана важна для определения дальнейшего развития платформы сотрудничества между тремя странами. Началось все очень позитивно и интенсивно, но потом процесс слегка затянулся, и между первой и второй трехсторонней встречами прошло немало времени. Будем надеяться, что эта встреча послужит более усиленному развитию отношений. При этом, также не надо забывать, что железная дорога Астара — Решт — Казвин все ещё не достроена, а значит лидерам есть, о чем поговорить». Об этом сказал в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» исследователь по международному управлению Ахмед Алили.

Эксперт не считает, что стержень этого сотрудничества — международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг».  «Если посмотреть,  что происходит в странах ЕС и США, то можно считать, что эта платформа имеет большое будущее. Антииранская риторика президента США, и неизмененная политика администрации Трампа по отношению к России способствуют тому,  чтобы Москва и Тегеран инвестировали свои ресурсы в региональное сотрудничество. США, как минимум, ещё три года будут иметь дееспособное и непредсказуемое правительство. Политику Трампа будет определять инфантильные взгляды некоторых представителей правительства Вашингтона. Их непонимание мира и региона будет очень сильно отражаться на американо-иранских и американо-российских отношениях. А это в свою очередь создаёт мощный толчок для регионального сотрудничества», — пояснил он.

Он считает, что  у Азербайджана есть шанс подписать ассоциативное соглашение с ЕС, при этом оставаться важным коридором между Россией и Ираном.  При таком развитии событий, Азербайджан остаётся в выигрыше, как со всеми региональными, так и глобальными игроками. «И не надо забывать, что визит Ильхам Алиева,  президента Азербайджана  в Иран, где проживает больше этнических азербайджанцев\турков, чем в самой АР, тоже значимое событие. Поддержка этнических азербайджанцев в этих вопросах крайне необходима. И в Москве, и в Тегеране знают про этот фактор, и он всегда учитывается всеми сторонами. Иногда это приносит дополнительные бонусы, а иногда создаёт напряжение в ирано-азербайджанских отношениях. Это ещё один шанс для Азербайджана, чтобы напомнить всем, что его влияние не ограничивается физическими границами, а АР является стабилизирующем фактором на пространстве от Российского Кавказа до Северного Ирана. Его интересы должны быть учтены в региональных вопросах, особенно по Нагорно-Карабахскому конфликту», — пояснил эксперт.

«Давление США на Иран усиливается, а это предполагает и финансовые проблемы для последнего. Конечно, это повышает риски для реализации проектов в рамках МТК «Север-Юг», в которых в том или ином виде задействована иранская сторона.  Но для Азербайджана и России в этой ситуации есть как минусы, так и плюсы», — сказал в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций России Михаил Нейжмаков.

По его словам, Тегеран, испытывающий  финансовые трудности в данных условиях, будет надеяться на большую поддержку этих проектов со стороны Баку и Москвы. Вспомним долгое обсуждение вопросов финансирования строительства железной дороги Астара-Решт и серьезные надежды со стороны Ирана на азербайджанские инвестиции в проект. Но, как ни парадоксально, в этой ситуации для Азербайджана и России есть и плюсы. Если бы позиция США становилась, наоборот, все более благоприятной для Ирана, вырос бы и уровень конкуренции иностранных инвесторов за реализацию проектов в ИРИ, в том числе в рамках МТК «Север-Юг». В нынешних же условиях, напротив,  повышаются шансы, что Тегеран может согласиться на более серьезные преференции для российских и азербайджанских инвесторов, чтобы сохранить сотрудничество с ними.

«И, кстати, обратим внимание, что целый ряд западных инвесторов, несмотря на грозные заявления Дональда Трампа по поводу ИРИ, не спешат разрывать связи с этой страной. Напротив, например, глава французской Total Патрик Пуйане подтвердил, что его корпорация продолжит сотрудничество с Ираном по «Южному Парсу», хотя «мы знали, когда подписывали контракт, что это будет непростой путь». В сентябре 2017 года сообщалось о готовности той же Total инвестировать около 10 млрд. долларов в иранскую нефтехимическую промышленность. Подобные западные инвесторы помнят, что давление США на Иран уже неоднократно усиливалось и ослабевало снова. Начать сворачивать свою деятельность в стране сейчас – значит, в будущем уступить выгодную нишу кому-то другому.

Понятно, что усиление давления США на Иран станет для формата Баку-Москва-Тегеран новой проверкой на прочность. Вероятно, заинтересованные в сотрудничестве с ИРИ лица в Азербайджане и России, как и представители ряда европейских корпораций, надеются, что  давление  Вашингтона на Тегеран продолжится, но все-таки не вернется, например, к уровню 2012 года. Стоит помнить, что стиль Дональда Трампа давно характеризует немалая доля блефа. Максимально обострить обстановку, чтобы иметь пространство для торга – прием, к которому нынешний американский президент уже прибегал. Так что надежды партнеров Тегерана на формирование более благоприятной для ИРИ международной обстановки в не столь уж отдаленном будущем не беспочвенны», — подытожил он.

Напомним, что соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» было подписано 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге между Российской Федерацией, Исламской Республикой Иран и Индией. Соглашение вступило в силу 21 мая 2002 года после прохождения внутренних процедур в указанных странах. Оно охватывает все виды транспорта: транспортную инфраструктуру и транспортные средства, обеспечивающие перевозки железнодорожным, морским, автомобильным, речным и воздушным транспортом, за исключением Индии, участие которой предусматривается только в перевозках по морским маршрутам.

Прогнозы показывают, что функционирование коридора «Север-Юг» в полную силу создаст условия для выхода европейских стран, России, регионов Центральной Азии и Кавказа в направлении Персидского залива и Индии, приведет к интенсификации торговых отношений прикаспийских государств с портами Черного моря. Этот коридор позволит увеличить железнодорожные перевозки и, соответственно, доходы железнодорожного транспорта, как от местных, так и транзитных перевозок между Европой, Южной Азией и Ближним Востоком.

В 2004 году в Москве состоялось трехстороннее совещание руководителей железных дорог Азербайджана, Ирана и России, где были обсуждены вопросы создания международного Консорциума, привлечения потока транзитных грузов на железные дороги трех стран (маркетинговые исследования), а также общие вопросы и вопросы, связанные с совместными проектно-изыскательными работами и координацией совместной деятельности.ОАО «Российские железные дороги» и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» согласовали меж собой сотрудничество в направлении привлечения на азербайджанские и российские железные дороги грузопотоков за счет организации грузоперевозок по маршруту Индия-Иран-Азербайджан-Россия и обратно в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг».

Сейчас доставка грузов из Индии в европейскую часть России осуществляется за счет морских перевозок (маршрут «А»). Путь из порта Нава-Шева до Москвы составляет приблизительно 40 дней. Новый мультимодальный маршрут «Б» предполагает использование морского, железнодорожного и автомобильного транспорта и позволяет сократить сроки доставки в два раза. В перспективе этот срок составит 14 дней.

Джамиля Алекперова (Баку)