Армения и ЕС готовы подписать новое соглашение вместо ассоциации

На прошлой неделе в Ереване Армения и Европейский союз парафировали Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, призванное заменить действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и республикой.

Сложная история взаимоотношений

Выступая накануне в ходе съезда Европейской народной партии (ЕНП) на Мальте, президент Армении Серж Саргсян сообщил, что новое соглашение планируется подписать на предстоящем саммите Восточного партнёрства.

По его словам, после вступления в силу это соглашение откроет новую страницу в отношениях Армении с ЕС, закрепив институциональные основы этих отношений, создав новые возможности для расширения и углубления нашего партнёрства. “Партнёрство Армении и Европейского союза — это история успеха, модель успешного партнёрства, которая, с одной стороны, является результатом последовательности Армении в вопросах европейской повестки, а с другой — нового подхода Европейского союза в последние годы по развитию индивидуального партнёрства со странами Восточного партнёрства. В этом процессе Армения на собственном опыте показала, что возможно совмещать разные интеграционные процессы, извлекая из каждого и давая каждому позитивное и полезное, что объединяет государства, а не разъединяет их”, — заявил Саргсян.

Однако надо заметить, что история взаимоотношений между Арменией и ЕС не так безоблачна. И европейские политики не скрывали своего разочарования и недовольства после того, как Армения вместо подписания соглашения об ассоциации с ЕС, по которому вела переговоры несколько лет, вдруг внезапно решила в сентябре 2013 года вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

И хоть Ереван предлагал Брюсселю подписать политическую часть соглашения об ассоциации без соглашения «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» (DCFTA), прежний состав Еврокомиссии отказался.

Однако последовавшие затем события, в первую очередь конфронтация с Россией из-за Украины, повлияли на взгляды еврочиновников. И уже новый состав Еврокомиссии стал искать пути сотрудничества с теми странами-участницами «Восточного партнерства», которые не подписали соглашение об ассоциации.

Фактор ЕАЭС

При переговорах вокруг нового соглашения обе стороны учитывали фактор членства Армении в ЕАЭС, а также возможную негативную реакцию Москвы на сближение одного из своих ближайших союзников с Западом.

При этом надо отметить, что руководство Армении во главе с президентом неоднократно подчеркивало, что Ереван при подписании любых соглашений с ЕС будет учитывать свои обязательства в рамках ЕАЭС, чтобы не возникало каких-либо противоречий.

Депутат Национального Собрания от правящей Республиканской партии Армении, глава общественной организации «Европейская интеграция» Карен Бекарян отмечает, что весь процесс переговоров с ЕС был открытым и прозрачным. А новый документ основан на политической части проекта соглашения об ассоциации, переговоры вокруг которого были завершены, но само соглашение не было подписано, с включением экономического компонента. «Но в отличие от соглашения «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли», мы имеем дело с его сокращенной, уменьшенной версией. С такой версией, которая не будет противоречить обязательствам Армении в рамках ЕАЭС»,- заявил он.

Бекарян также опроверг какую-либо связь нового соглашения с предстоящими в республике парламентскими выборами, так как некоторые силы и СМИ обвинили их в том, что соглашение было специально парафировано в эти дни, чтобы действующая власть смогла представить это в предвыборной кампании как свое достижение.

Реакция Москвы

Что касается реакции Москвы на новое соглашение между Ереваном и Брюсселем, то армянские и российские эксперты считают, что оно будет встречено с пониманием и без негатива.

“Я не вижу каких-то больших угроз, связанных с соответствующим базовым соглашением с Арменией. Другое дело, что требуется, конечно, какой-то разговор. Коль скоро мы, по сути, находимся в одной экономической зоне, нужно проговорить какие-то вещи хотя бы на уровне диалога. Как вы видите отношения с ЕС, может быть роль у России в этом процессе? Тот же вопрос и по санкциям. Что с ними делать? Все-таки это серьезный фактор для евразийской интеграции”, — заявил Программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» и РСМД, политолог Иван Тимофеев.

Он также напомнил, что недавно было подписано новое базовое соглашение Казахстана с ЕС. «И в принципе никаких проблем это не вызвало, то есть казахская дипломатия смогла провести с Москвой диалог очень адекватно, объяснить, в чем суть новых параметров отношений с ЕС, и, в принципе, в Москве это восприняли спокойно»,- заметил он.

С ним солидарен и директор Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачев. Он отметил, что соглашение  готовится в обстановке полной открытости по отношению к союзникам Армении по ЕАЭС и не будет и не может содержать в себе никаких противоречий по сравнению с теми обязательствами, которые Армения и другие страны ЕАЭС взяли на себя по договору о Евразийском экономическом союзе.

«Но есть другая небольшая сложность, которая состоит в том, что наши европейские партнеры используют любые наши контакты с ними, как доказательство нашей неуверенности в собственном проекте. И на риторическом уровне, безусловно, любое соглашение страны-участницы Евразийского союза с ЕС, неважно, будет ли это Армения, Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, будет в европейской политической дискуссии интерпретироваться как подстраховка, как неуверенность в нашем собственном интеграционном проекте. И вот это некий политический, не то что прямой, ущерб, но на уровне риторики мы с этим столкнемся, и должны быть готовы», — добавил он.

Стать мостом между ЕАЭС и ЕС

Армянские власти подчеркивают свое намерение стать своеобразным мостом для бизнеса между ЕС и ЕАЭС, учитывая наличие у Армении режимов льготной торговли, несмотря на членство в Евразийском экономическом союзе: с Евросоюзом (GSP+), США и с рядом других стран (GSP), а также создание в ближайшее время свободной экономической зоны на границе с Ираном.

И неслучайно, что президент, премьер-министр и другие высокопоставленные чиновники регулярно обращают внимание на эти конкурентные преимущества Армении. «Наличие в новом правовом документе экономического компонента не только для армянских, но и для европейских предпринимателей открывает новые возможности ведения экономической деятельности. Более того, соглашением предусмотрены возможности, в случае правильного и полноценного использования которых, экономический потенциал ЕС и ЕАЭС может взаимно послужить интересам друг друга.

Наши традиционные добрососедские отношения и экономические связи с Ираном создают хорошие предпосылки для европейских предпринимателей, посредством Армении войти на 80-миллионный потребительский рынок Ирана. Через Армению проходит также самый короткий и самый безопасный транзитный путь, связывающий Персидский залив с черноморскими портами»,- заявил президент Армении Серж Саргсян на встрече с членами авторитетного союза предпринимателей «Движение предприятий Франции» (MEDEF) во время своего недавнего визита во Францию.

Следует отметить, что данное соглашение является успехом во внешнеполитической деятельности армянских властей, сумевших отстоять свою позицию по развитию отношений, как с ЕС, так и с Россией. И армянский опыт может стать хорошим прецедентом для развития сотрудничества стран ЕАЭС с ЕС.

Айк Халатян