Госбюджет Грузии-2017: быстрый экономический рост и удар по карманам

Утвержденный накануне парламентом Грузии бюджет-2017 ориентирован на быстрый экономический рост, — заявил сегодня на заседании правительства премьер-министр страны Георгий Квирикашвили.

«Государственный бюджет на 2017 год ориентирован на фискальную устойчивость, экономическое развитие и быстрый экономический рост. Вам известно, какие обсуждения ведутся в стране вокруг представленного нами плана развития, государственного бюджета, который прямо отражает те цели и шаги, которые мы совершаем», — прокомментировал Георгий Квирикашвили, передает Грузия Online.

Любопытно, что голосование в парламенте в Кутаиси проходило на фоне акции протеста, которую организовали автовладельцы, выступающие против решения правительства повысить акциз на импортируемые автомобили и нефтепродукты с 1 января 2017 года. Акция с аналогичными требованиями прошла и в Батуми.

В случае внесения поправок в Налоговый кодекс акциз на импорт автомобилей с правым рулем будет соответствовать тройному размеру акциза в зависимости от года выпуска машины, а акцизная ставка на одну тонну бензина увеличится с 250 лари до 500 лари (с $93 до $188), на одну тонну дизтоплива — со 150 до 400 лари (с $56 до $150).

Повышение налогов является частью плана правительства Грузии по укреплению национальной валюты и является еще одной попыткой привлечения дополнительных средств в государственный бюджет. В последнее время падение лари бьет рекорды — сегодня официальный курс составляет 2,6504 лари за $1.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» редактор журнала «Экономика Грузии» Эмзар Джгереная, слова Квирикашвили означают увеличение бюджетных расходов на экономику. «В данном случае правительство увеличило финансирование таких отраслей, как строительство, промышленность, инфраструктура. Напомню, что государство вместе с Банком развития строит в настоящее время дороги, мосты и так далее. Именно это и является эффективным финансированием экономики, ее развития», — подчеркнул экономист.

В то же время, под высоким экономическим ростом подразумевается уровень на 1% выше планового. «Я думаю, речь идет о росте в 5-5,5%. Это больше, чем запланированные 4%, но явно не 10-12%, само собой. Те реалии, которые существуют в нашей стране и в отношениях с нашими внешними торговыми партнерами указывают на то, что оптимальный шанс развития Грузии, реальный темп роста экономики – это 5%», — пояснил Эмзар Джгереная.

Что касается роста акцизов на топливо, из-за которых в Тбилиси проходят акции протеста, то повышение обязательных выплат в бюджет необязательно приведет к разгону инфляции, указал эксперт. «Это вопрос надо обсуждать вкупе с вопросом снятия налога на прибыль. С одной стороны, отказ от налога на прибыль дает, фактически, $0,5 млрд на инвестиции бизнесу, это уже будет способствовать росту экономики. С другой стороны, с увеличением акцизов на бензин, конечно, увеличится цена, но это не будет иметь катастрофического воздействия на инфляцию. Инфляция в Грузии сейчас низкая, 1,5%. Безусловно, подорожавшее топливо – это болезненный вопрос, но это может быть самым лучшим вариантом помощи росту экономики», — считает он.

«Экономика – это основная задача Грузии на данный момент. Для этого необходимо увеличение инвестиций и создание рабочих мест. Рост экономики – самое главное, что сейчас нужно республике», — заключил редактор журнала «Экономика Грузии».