Грузия сменит Конституцию?

Поправки в Конституцию Грузии будут вноситься исходя из современных вызовов и с учетом существующих международных стандартов, заявил глава правительства Георгий Квирикашвили, комментируя начало работы конституционной комиссии.

По словам премьера, это первый случай в стране, когда в процессе изменения Конституции участвует широкая общественность и международные организации.

«В Грузии раз и навсегда появится конституция, которая будет принята при широкой включенности и на основании тех нужд и вызовов, которые существуют сегодня», — выразил надежду Квирикашвили, добавив, что ранее аналогичные попытки проваливались по политическим причинам.

Премьер-министр подчеркнул, что необходимость внесения поправок в Конституцию встретила положительную реакцию со стороны Венецианской комиссии. Председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио, посетивший страну на прошлой неделе, заявил, что рассчитывает на эффективное сотрудничество с грузинскими властями по этому вопросу, передает Sputnik Грузия.

Грузинские эксперты, опрошенные корреспондентами «Вестника Кавказа», озвучили свои предложения по обновлению Конституции республики. Так, руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе высказался за полностью новый текст основного закона Грузии. «Я работал еще над первой Конституцией, будучи членом парламента, и считаю, что ее необходимо написать заново. Дело в том, что Михаил Саакашвили долгие годы перекраивал Конституцию по своим совершенно нелепым разумениям, и в конце концов устроил так, что у нас пропремьерская конституция, когда все властные права сосредоточены в руках премьер-министра. Это полный дисбаланс власти, и это надо бы изменять», — считает он.

«Необходимо отменить совершенно ненужный институт губернаторов, который тяжким грузом лежит на развитии Грузии. Также стоит вернуть парламент в Тбилиси, так как его перенос в Кутаиси не имеет смысла и приводит к бесцельным тратам денег, которые можно было бы вложить в сам город. При этом у меня мало надежды на то, что нынешняя правящая группировка, которая к тому же обладает конституционным большинством в парламенте, реально пойдет на подобные изменения», — признался Петре Мамрадзе.

Причина этих сомнений в том, что «Грузинская мечта» находится у власти уже пятый год, но никаких шагов по усовершенствованию грузинского законодательства не предпринимает. «Они ничего не хотят трогать из того, что рассматривают как свои рычаги контроля над страной. Единственное, что гарантировано, – это перемены в способе избрания президента: он будет избираться не всенародно, а парламентом Грузии. Институционально это правильно, но причина этой реформы в другом: сегодня президент Грузии не входит в патрон-клиентскую команду Бидзины Иванишвили, и с благословения Иванишвили этот «недостаток» будет устранен», — ожидает руководитель Института стратегии управления.

Член «Экспертного клуба Грузии» Вахтанг Маисая согласился с тем, что Конституцию Грузии можно переписать целиком. «Можно сказать, что сейчас Конституции не существует, так как ее столько раз переделывали, что само ее существование потеряло всякую ценность и смысл. В первую очередь новая Конституция должна определять устойчивость страны, говорить, какую страну мы собираемся строить – модель унитарного или федерального типа. Во-вторых, там должны быть очень четко определены права граждан – основополагающие моменты, которые должны защищаться конституционными устоями», — подчеркнул он.

«Затем должно быть дано определение устройства политической вертикали власти: на каких основах строится власть, как она балансируется между своими ветвями – судебной, исполнительной и законодательной. Это очень важно, поскольку именно эта часть Конституции была выкроена и заменена на стандарты авторитарного режима Саакашвили, подогнавшего ее под себя в нарушение всей конституционной системы. А сейчас власть в Грузии вошла в тупик больших противоречий и потому остро нуждается в реформе, в том числе и конституционной», — сказал Вахтанг Маисая.

На потребность восстановить баланс между ветвями власти указала и руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани. «Когда у Саакашвили подошел к концу второй срок, он переписал Конституцию так, чтобы победить большинством в парламентских выборах и стать премьер-министром, передав все полномочия главе правительства. При его власти президентом, вероятно, был бы Давид Бакрадзе, который без Саакашвили и шагу бы не смел ступить. Сейчас баланс властей нужно восстанавливать», — заявила она.

«Во-вторых, нужно решить вопросы, связанные с выборами, поменять всю выборную систему, как этого требуют оппозиционные партии, особенно непарламентские. Напомню, что «Грузинская мечта» в парламенте прошлого созыва приняла в первом чтении положение о том, чтобы к 2020 году отменить мажоритарную систему выборов, но сейчас этот вопрос пересматривается, ведь мажоритарная система дает «Мечте» конституционное большинство в парламенте, а это вызывает недовольство оппозиции. Также не стоит забывать и об инициативе Нино Бурджанадзе о внесении в Конституцию пункта о внеблоковом статусе Грузии. Если прошлый парламент искусственно отказался от рассмотрения этого предложения, сейчас оно может быть обсуждено», — прогнозирует Нана Девдариани.

О назревшей необходимости реформ избирательной системы Грузии заявил и глава Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ника Читадзе. «В первую очередь, должна быть упразднена мажоритарная система парламентских выборов, чтобы дать возможность разным политическим партиям преодолеть пятипроцентный барьер. Тогда будущий законодательный орган Грузии после парламентских выборов 2020 года будет более многопартийным. В связи с этим нужно внести поправку в главу, которая касается парламента, дабы все его 150 членов избирались по пропорциональной системе», — отметил он.

«Кроме этого, что касается органов местного самоуправления, я думаю, в Конституции должно быть зафиксировано, что именно входит в их компетенцию, а что остается в компетенции центральной власти. Подчеркну, что, хотя сейчас говорят о планах отменить всенародные выборы президента, президент Грузии должен избираться именно населением, и пункты Конституции, касающиеся института президентства, подвергаться изменениям не должны», — указал Ника Читадзе.