Михаил Швыдкой: журналистика, все же, не средство пропаганды, а средство информации, анализа!

29—30 июня в Тбилиси проходил Международный южнокавказский медиафорум «Медиа, политика, ценности: преодолеть «пост-правду».Предлагаем вашему вниманию несколько блиц—интервью с ключевыми фигурами медиа—форума.

Первое интервью – с Сопредседателем Правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, специальным представителем Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаилом ШВЫДКИМ:

— Полагаю, нынешняя ситуация действительно является новой для территории постсоветского пространства, и считаю, что она требует осмысления. После того, как «самораспустился» Советский Союз, все взялись строить свои «национальные квартиры». Было понятно, что у каждого государства, какими бы ни были фантомные боли прошлого, есть собственные интересы в таком «строительстве» себя самих.

Это национальное строительство предопределило тренд некоего лукавства – все ещё думали, что они в СССР, но при этом выстраивали совершенно новую картину мира. Это было очень сложно, потому что надо было заново себя осознать в пространстве соседства, в мире. Я, скажем, до сих пор не знаю, как лучше входить в мир –  с помощью русского языка или турецкого,  английского или финского, как считали эстонцы? Что более эффективно, полезно для национальной культуры, где больше рынок?

Это очень непростые вещи, но ясно – прошло более 25 лет, и сегодня не то, чтобы  наступил момент истины, но все же…  Сами понимаете, четверть века – немалый срок, сейчас во многом жизнь изменилась, и течет она по-другому. Здесь в зале находятся люди, которые распрощались с СССР будучи совсем маленькими, они его и не помнят толком.

 — Как Вы понимаете, не у всех и не всегда это получается…

Что ж, на сегодняшнюю реальность надо смотреть совершенно трезвыми глазами. Понятно, что бы ни говорили про российские интересы и амбиции, у нас нет цели восстановить Советский Союз – это невозможно, нереально, абсурдно! Возникают совершенно новые конфигурации, не схожие с СНГ. Все эти процессы требуют новой трезвости в отношении к России и друг к другу, понимания того, что целый ряд конфликтов будет «заморожен» и не решится на протяжении лет, а то и десятилетий! Я  имею в виду и отношения Грузии с соседями, и Армении с Азербайджаном. Это все разом не решится. Но нам надо жить каким — то образом, стараться быть при этом объективными!

— Понятно, у людей накопилось много эмоций. Если мы до сих пор не можем спокойно взглянуть на революционные события столетней давности, то что же тогда говорить о событиях совсем свежих?! Однако другого выхода нет, и жить в состоянии постоянного взаимного возбуждения вряд ли имеет смысл.

Мне кажется, имеет смысл заново прочувствовать сегодняшний мир. Это время очень важное, а для журналистов и сложное… Да, есть и политические пристрастия, и национальные, но журналистика, все же, не средство пропаганды, а срендство информации, анализа! Пропагандой занимаются совершенно другие люди, хотя и телевидение, и интернет берутся за нее. Мы живем в иной реальности, когда есть иллюзия информированности, «пост-правды», зависимости от соседнего мнения в Сети, перепостов и «лайков» – и это совершенно новые явления. В этом мире жить стало сложнее, неопределеннее, иллюзорнее. Редакция, в том числе и в Интернете, должна нести ответственность за публикацию, а на деле Сеть зачастую выступает в этом смысле сферой полной безответственности! Многим людям она заменила реальность, восполнила пустоту, позволила обрести искусственных друзей. Новый изменившийся мир – его надо воспринимать, сохранив понимание, что он требует к себе предельно трезвого отношения!

Блиц-интервью с руководителем спецпроектов МИА «Россия сегодня» Захаром ВИНОГРАДОВЫМ:

— Я выступаю координатором «Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии» и по роду службы, в рамках нашей организации, на протяжении ряда лет общался со многими известнейшими политическими персонами. К сожалению, наша работа, несмотря на большие планы, подошла к концу после известных событий в Украине. В моем «послужном списке» — интересные и сложные беседы с бывшими и нынешними президентами, в том числе — с Виктором Януковичем, Шимоном Пересом, Александром Лукашенко… Как я уже отмечал, роль журналиста в общении с такими людьми огромна и накладывает определенную  ответственность.

— Вы говорили, что многие представители СМИ грубо нарушают вопросы этики. А насколько они вообще сегодня соблюдаются?

— Сегодня они нарушаются повсеместно; к сожалению, изменилась и сама форма общения. Вы поймите правильно, появление такой странной для меня специальности, как блогер, разрушает журналистику! И пока мы не определимся, что есть блогеры и что есть журналисты, не осознаем, что это две совершенно разные профессии – прогресса в этой сфере ждать не стоит! Сейчас блогеры считают себя  журналистами, позиционируют они себя и писателями… Происходит смешение, но надеюсь, что вскоре мы увидим и размежевание профессий, и вот тогда мы сможем снова ощутить результат!

В заключение первого дня Форума состоялась лекция-тренинг «Идеологические стратегии и СМИ – технологии создания смыслов», которую прочёл колумнист издания «Форбс», основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей ФИРСОВ:

Пока же разделения нет, и во многом это связано с медиаменеджментом, который, пытаясь удержать аудиторию, вводит блогеров в журналистское пространство. Происходит использование их видео на телевидении, в интернет-СМИ. Как говорит Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», «блогер – это человек, который может говорить все, что он считает нужным, и никто его не может ограничить. Журналист же должен основываться на фактах». И если мы не основываемся на фактах и не соблюдаем морально-этический кодекс, который нам прививали  в институтах и на практике, о какой журналистике тогда идет речь?! Случается, что автор рассказывает вам конфиденциальную информацию и просит её не публиковать. И что вы думаете, многие ли журналисты сегодня смолчат?! Да, рейтинг они себе этим поднимут, эдак, минут на пятнадцать, чего не скажешь о добром имени…

«Мой основной мэссидж сводится к тому, что прежний язык описания социальной реальности – язык идеологии, заметно устарел, а мы находимся в зависимости от этого языка. Мир слишком быстро меняется, а сообщество зачастую остается в старой парадигме. Происходит разрыв между СМИ  и реальными процессами, т.е. последние теряют влияние на социальную реальность, да и экспертное сообщество также его теряет. В США это, к примеру, было весьма заметно, когда СМИ не смогли — при своей практически полной поддержке! – обеспечить победу Хиллари Клинтон. Хотя нельзя сказать, что это процесс уже завершён, всё ещё может измениться…

Сегодня само авторство теряет свое значение. Возникает феномен волны, когда не один человек или группа людей формируют повестку дня, а взаимодействие очень большого числа участников процесса — тысяч, а то и  миллионов! Эта новая волна отличается от прежней структуры информационного поля, когда всё было предельно ясно и понятно, а игроки — фиксированы. Сейчас же игроков нет – их заменили волны, которые формирует само население. Как же менять этот язык описания реальности? Вот об этом я и хочу поговорить с моими коллегами и молодыми журналистами. Обратим мы внимание и на существование  информационной волны как нового инструмента коммуникации, обмена. Сегодня  мы уже не можем использовать информационный процесс в виде каких-то замкнутых точек. Суть же моего объяснения сводится к тому, что формируется новый тип сознания, который существенно отличается от типа сознания людей старших поколений. Я называю этот тип сознания «облачным». В нем нет жестких структур и иерархии ценностей, строгих оппозиций. А СМИ не могут подстроиться под этот новый «облачный» тип, они работают по прежним канонам, не вписываясь в новою «поколенческую» волну!

Время жизни такой волны – не время жизни текста, а время её движения! Пока она движется, она живет! Моя задача – не выдавать какой-то рецепт, а просто зафиксировать новое пространство и обратить на него ваше внимание. Давайте в нем как-то обустраиваться, если мы хотим сохранить взаимодействие со своими аудиториями».

http://geworld.ge/ru/%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D1%88%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%B6%D0%B5-%D0%BD/