Надежды молдавского народа и новый курс Игоря Додона

Победа Игоря Додона на президентских выборах в Молдове стала одним из проявлений тенденции, в рамках которой происходит смена политических элит и приход к власти политических деятелей, которых можно охарактеризовать как политиков-государственников, пишет портал «Ритм Евразии». Первые же шаги нового президента Молдовы с момента инаугурации 23 декабря подчеркнули именно эту политическую линию: о ней было заявлено во время предвыборной кампании и ей намерен последовательно следовать политик. И пусть отдельные действия нового президента, например снятие с резиденции флага Евросоюза, были расценены многими как популистские, следующие шаги Додона продемонстрировали, что данная линия поведения является осознанным выбором.

В первую очередь, в отставку был отправлен министр обороны Анатол Шалару, последовательно продвигавший линию на расширение сотрудничества с НАТО, несмотря на закрепленный в Конституции статус нейтрального государства. Следующим шагом стал указ о лишении гражданства Молдовы экс-президента Румынии Бэсеску, который стал гражданином страны в прошлом году в соответствии с указом, подписанным прежним президентом Николаем Тимофти. Еще в бытность президентом Румынии Бэсеску неоднократно допускал высказывания о необходимости поглощения Молдовы Румынией и оказывал всяческую поддержку унионистским движениям в Молдове. Это, а также нарушения, допущенные при предоставлении гражданства Бэсеску, и стали основанием для указа.

Кроме этого, Игорь Додон направил в парламент законопроект, который преследует цель отмены закона, устанавливающего перевод в государственный долг суммы в размере 1 миллиарда долларов, похищенной из банковской системы страны. Этот долг, согласно принятому закону, должен был быть выплачен в течение 25 лет путем повышения налогов. Он был принят парламентом под давлением МВФ, который обозначил такое действие как одно из условий продолжения сотрудничества с Молдовой.

Следующим шагом нового президента, вызвавшим широкий резонанс и резкую критику со стороны проправительственных политических кругов, стала встреча с новоизбранным лидером Приднестровья Вадимом Красносельским, которая состоялась в Бендерах накануне визита Игоря Додона в Москву. На встрече, которая, на взгляд обеих сторон, оказалась полезной и плодотворной, была достигнута договоренность о совместном сотрудничестве, направленном на поиск решения экономических и транспортных проблем, которые на данный момент необходимо разрешить в первую очередь в интересах граждан на обоих берегах Днестра. Также была достигнута договоренность о том, что стороны приложат все усилия для нормализации обстановки в зонах безопасности по Днестру, и одним из результатов этого стало произошедшее уже через неделю после встречи разблокирование работы Объединенной контрольной комиссии (ОКК), которая не функционировала в течение почти двух лет.

После этого очередными действиями нового президента должны были стать международные визиты. Вопреки сложившейся в Кишиневе в последнее время традиции, первый из них Додон совершил не в Брюссель, а в Москву.

Программа этого визита была очень насыщенной. Кроме главной цели – встречи с Владимиром Путиным, Додон провел встречи с вице-премьером правительства России, сопредседателем межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и спецпредставителем президента России по Приднестровью Дмитрием Рогозиным, председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, председателем правления РАО «Газпром» Алексеем Миллером, а также общался с гражданами Молдовы, работающими в России, и студентами МГИМО.

Встречу с российским президентом можно смело назвать удавшейся. Получасовая совместная пресс-конференция 17 января, безусловно, стала самым ярким событием визита. На ней Игорь Додон и Владимир Путин говорили комплименты и друг другу, и в адрес государств, которые представляют. Было объявлено, что стороны с оптимизмом смотрят на возможность решения проблем, существующих между Россией и Молдовой.

«Последние семь лет, к сожалению, даже из молдавских стратегических документов исчезло стратегическое партнёрство с Российской Федерацией, – заявил И. Додон. – Но в прошлом году народ Молдовы проголосовал за президента и проголосовал за программу президента. Большинство граждан Республики Молдова проголосовали за сохранение государственности, за нейтралитет, за стратегическое партнёрство с Российской Федерацией, за решение приднестровского конфликта, приднестровского вопроса, за сохранение наших традиционных православных ценностей. И мы очень надеемся, и народ Молдовы очень надеется, что с 2017 года у нас начинается новый этап и мы сможем восстановить стратегическое партнёрство по основным направлениям».

В социально-экономической сфере наиболее актуальными были названы вопросы допуска молдавских товаров и сельхозпродукции на российский рынок, а также вопросы, связанные с трудовыми мигрантами из Молдовы, работающими в РФ.

С Миллером молдавский президент обсуждал вопросы, связанные с долгами РМ за поставленный природный газ. При этом был признан факт существования большой задолженности, который для правобережья Днестра составляет сумму в 500 млн. долларов, а для левобережья достиг уровня в 6 млрд. долларов. Додон признал, что этот совокупный долг является долгом Молдовы.

В целом визит можно смело охарактеризовать как успешный. Главная цель – стремление показать, что новый молдавский президент серьезно настроен нормализовать испорченные его предшественниками отношения с Россией, — выполнена.

 

* * *

Есть смысл подвести некоторые итоги первых шагов Игоря Додона на посту президента. Самое главное заключается в том, что была четко обозначена позиция нового главы государства. Она заключается в том, что Додон свою главную цель видит в отстаивании интересов исключительно своей республики, а не каких-то отдельных групп государств, отдельных корпораций или отдельных лиц. А интересы эти состоят в четко сбалансированных отношениях как с Европейским, так и с Евразийским союзами. В последние годы стало очевидно, что экономическое выживание Молдовы неразрывно связано с российским рынком сбыта молдавских товаров и сельхозпродукции, и поэтому нормальные дружеские отношения с Российской Федерацией являются жизненно важными.

Надо сказать, что в этом плане президента ждут определенные трудности, связанные с проевропейской коалицией в парламенте Молдовы и проевропейской, а фактически антироссийской политикой, проводимой правительством страны. Нельзя не видеть, что деятельность нового президента встречает нападки со стороны не только проевропейских сил Молдовы, но и ряда сил, позиционирующих себя как левые и пророссийские. К сожалению, в молдавской политике это обычное явление, демонстрирующее разобщенность, в которой пребывает молдавская оппозиция. На этом фоне консолидация, которой отличается Партия социалистов, председателем которой Додон являлся до избрания на пост президента, наглядно демонстрирует, чего можно добиться, если заниматься не политиканством, а решением реальных и насущных вопросов.

Уже в первый день визита в Россию Игорь Додон был подвергнут критике в своей стране за то, что в его делегации не были представлены министры иностранных дел и экономики. Однако, учитывая характер переговоров, которые он проводил, участие министров проевропейского правительства было бы, по меньшей мере, странным.

Много разговоров ведется о том, что полномочия, которыми обладает президент, не позволят ему подтвердить сделанные в ходе визита заявления реальными делами. Да, полномочия президента РМ, согласно Конституции, довольно ограничены, но в случае возникновения конфликта Додон намерен инициировать референдум по расширению полномочий президента. И есть все основания полагать, что поддержка со стороны народа продемонстрирует даже более внушительный результат, чем тот, который был получен на президентских выборах.

Кроме того, ни у кого не вызывает сомнения, и это было подтверждено самим Додоном, при первой же законной возможности парламент будет распущен президентом и будут назначены досрочные парламентские выборы. А политическая и экономическая ситуация сегодня в стране такова, что в случае выборов Партия социалистов вполне может получить в парламенте достаточное количество депутатских мест для формирования правительства. При этом очевидно, что действия Игоря Додона на посту главы государства способствуют росту не только его личного рейтинга, но и популярности Партии социалистов.

Кроме того, становится очевидным, что та поддержка, которой пользовались проевропейские власти с 2009 года, начинает ослабевать. И хотя усилия по поддержанию проевропейского курса продолжают предприниматься (свидетельством этого является решение ЕС об одобрении программы финансовой помощи Молдове на сумму в 100 млн. евро), тем не менее, со вступлением в должность президента США Дональда Трампа ожидается пересмотр политики не только США, но и Запада в целом в отношении стран Восточной Европы и Молдовы в частности.

Таким образом, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что в ближайшие годы юго-восточный регион Европы, в том числе и Молдову, ожидают существенные, а возможно, и кардинальные перемены. И курс, проводимый президентом Игорем Додоном, является одной из составных частей этих перемен.

Илья Киселёв

http://pcsu.ru/www.ritmeurasia.org/news—2017-01-20—narod-moldovy-ochen-nadeetsjanovyj-kurs-igorja-dodona-27942