Новая реальность образовательных процессов в Каспийском регионе

С момента распада Советского Союза и формирования новых геополитических реалий в Каспийском регионе, параллельно развиваются две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит разрыв прежних экономических, социальных, культурных, гуманитарных связей. Резко снижается интенсивность коммуникаций в образовательной сфере, сокращаются масштабы студенческих обменов, совместных практик. Это обстоятельство было предопределено как серьезными проблемами в сфере финансирования образовательных проектов в условиях глубокого социально-экономического кризиса, охватившего все постсоветские страны, так и отсутствием в первые годы после распада СССР четко выраженного вектора на развитие международного сотрудничества в сфере высшей школы.

В этих условиях важнейшей задачей становится выработка новых принципов взаимодействия, которые, опираясь на существовавший прежде комплекс связей между вузами региона, соответствовали бы формату сотрудничества независимых государств, т.е. учитывали бы новую реальность межгосударственных отношений.

Между тем, реализация проектов международного сотрудничества в гуманитарной сфере сталкивалась с серьезными проблемами, прежде всего, с отсутствием необходимого уровня финансовой поддержки, недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы взаимодействия, общим ослаблением межвузовских контактов.

При этом со стороны представителей ректорского корпуса шаги в данном направлении рассматривались как первостепенная задача, поскольку разрыв прежних связей с партнерскими вузами, представляющими республики бывшего СССР, неизбежно вел к снижению качества научных и образовательных программ. Эти негативные тенденции особенно остро ощущались на региональном уровне, где возможности для поиска дополнительных ресурсов, позволяющих «поддерживать на плаву» крупные образовательные и научные проекты, были существенно ниже, нежели в столичных центрах.

Не случайно, что одними из инициаторов восстановления образовательных, социально-культурных и гуманитарных связей России с постсоветскими странами становятся регионы нашей страны. Следует отметить, что и в последующие периоды роль приграничных областей в процессе выстраивания гуманитарных, образовательных связей между новыми независимыми государствами оказалась исключительно велика.

По ряду направлений, в частности, на туркменском и иранском треке, возможности регионов в ряде случаев оказываются эффективнее, нежели инициативы, реализуемые по линии столиц. Так проявляется специфика межгосударственных отношений стран Прикаспия, сформировавшаяся за последние годы. Наиболее рельефно данная тенденция просматривается именно на примере образовательных связей между вузами.

Создание общей коммуникационной инфраструктуры в сфере науки, образования и культуры, формирование объединенной системы электронного обучения является одной из приоритетных задач в вопросе укрепления гуманитарных связей между странами региона в целях развития сотрудничества во всех других сферах взаимодействия. Для этого требуется разработать единую систему университетского образования по специальностям и направлениям высшего профессионального образования, аспирантуры, докторантуры.

В связи с этим важной задачей выглядит стимулирование совместных научно-образовательных программ и проектов, обменов студентами, аспирантами и докторантами. Эта задача требует тщательного и оперативного переговорного процесса.

Актуальной задачей на ближайшую перспективу представляется реализация долгосрочного научного проекта: «Бюллетень Каспийского региона» (история, экономика, демография, география, геополитика) на русском, английском, казахском, туркменском, азербайджанском, персидском языках.

Периодичность выхода подобного издания может быть определена, исходя из интересов всех стран-участниц данного проекта. Представляется важным, чтобы научное издание могло получить соответствующие коды международной библиотечной классификации.

Наконец, необходима разработка общих образовательных стандартов для прикаспийских государств и максимальное сближение существующих. Особое внимание необходимо акцентировать на выработке общих образовательных стандартов между «каспийской четверкой» (образовательные системы ориентированы на Болонский процесс) и Ираном (специфическая образовательная модель).

Никита Власов