Нужен ли Узбекистану «Азиатский шенген»?

В начале прошлого месяца председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Казахстана Сената Дарига Назарбаева предложила разработать программу получения азиатского «шенгена». 

По словам сенатора, платежеспособные туристы из дальнего зарубежья интересуются всеми странами Центральной Азии, желая за одну поездку побывать в каждой из них. Поэтому государствам региона выгодно продвигать общие туристические маршруты. Назарбаева предложила назвать азиатский аналог «шенгена» Silk-визой.

Данную инициативу прокомментировали узбекистанские эксперты.

Самед Исаев, независимый эксперт

Предложение, озвученное председателем Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Даригой Назарбаевой на встрече с представителями Сената Узбекистана, безусловно, стоит поприветствовать. Предложение об «Азиатском Шенгене» — это следствие продолжающихся интеграционных процессов на всем пространстве Центральной Азии.

Центрально-азиатский вариант европейского Шенгена может стать мощным рычагом для развития туризма, а также повысить привлекательность региона в целом. Это важно так же с точки зрения позиционирования региона как открытого пространства. Регион в целом к этому пришел, и дальнейшее развитие этих трендов и их реализация не за горами. Главное, чтобы все эти процессы имели не политизированный подтекст, и не шли в пику собственными интересам и интересам основных геополитических игроков. Тут необходимо быть осторожней, и противостоять этому. Все мы знаем о концепции «Большой Средней Азии», выдвинутой в свое время США. Очевидно, что США ставят на этот проект. Серьезные интересы в регионе имеют и два других больших игрока — Российская Федерация и Китай. Объединение потенциала и усилий целого региона позволит более уверенно противостоять угрозам и трансформациям в мире. В целом, я вижу развитие этого вопроса и в рамках уже имеющейся евразийской интеграции.

Юлий Юсупов, экономист:

Идея очень хорошая: делать общие визы с ближайшими соседями или единую визу с 3-4 страны (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Это действительно полезно для  привлечения туристов и иностранных инвесторов. И те, и другие зачастую хотят посетить сразу несколько стран региона.

Еще один вариант действий: вообще отменить визовые режимы с Европой, США, Японией, Южной Кореей, Канадой, Израилем и другими. А для остальных –«Азиатский Шенген». Но в этом случае необходимо договориться с соседями — для кого визы остаются, а для кого — нет. Как минимум — с Казахстаном. Остальныеприсоединятся. Если не захотят — сами проиграют.

Между тем, в Узбекистане последовательная политика по развитию туризма становится одной из стратегических отраслей национальной экономики, способной в перспективе содействовать решению важнейших социально-экономических задач. Среди них — создание сотен тысяч новых рабочих мест, обеспечение диверсификации экономики и ускоренного развития регионов, притока валютной выручки, повышение доходов и качества жизни населения, улучшение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.

В этой связи принимается ряд конкретных решений. И «Азитатский шенген» находит практическую реализацию.

С 15 июля текущего года в Узбекистане вводится система оформления и выдачи электронных въездных виз в страну. Это предусмотрено Постановлением президента Республики.

Согласно документу, система оформления и выдачи электронных въездных виз E-VISA.UZ предусматриваетотмену процедуры обязательного обращения иностранных граждан в диппредставительства Узбекистана за рубежом для оформления въездной визы.

Электронная виза выдается на срок пребывания на территории Узбекистана до 30 дней с однократным въездом и действует в течение 90 дней с момента выдачи. Для оформления визы нужно обратиться не менее чем за три рабочих дня до намечаемой даты поездки в Узбекистан. Обращение рассматривается в течение двух рабочих дней.Размер консульского сбора за рассмотрение обращения иностранных граждан на получение электронной визы для въезда в Республику Узбекистан установлен в размере 20 долларов США.

Кроме этого, вводится порядок безвизового въезда, временного пребывания и выезда из Узбекистана через пункты пропуска граждан 101 государства, следующих транзитом через территорию республики на срок не более пяти суток.

Постановлением главы государства также поручено к 1 октября текущего года подготовить предложения по внедрению дополнительных визовых режимов для различных категорий иностранных граждан, посещающих Узбекистан. В частности, Silkroad — для туристов, путешествующих по странам Шелкового пути с возможностью признания визовых отметок других стран, Vatandosh (Соотечественник) — 5-летняя виза для уроженцев Узбекистана и членов их семей, а также 10-летняя Goldenvisa для крупных иностранных инвесторов.

Ожидается, что эффективная реализация вышеназванных пунктов документа будет способствовать дальнейшему росту въездного, в том числе транзитного и стоповер (с краткосрочной остановкой в пункте пересадки более чем на 24 часа) туризма в Узбекистане, а мультипликативный эффект от туризма отразится в улучшении показателей по занятости, производству и экспорту, а также росте инвестиций в экономику страны.

Помимо этого, в ближайшее время планируется утверждение Стратегии развития туризма Узбекистана в период до 2030 года.  Она реализуется в шесть этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельного двухлетнего Плана конкретных мер по ее реализации в соответствии с определяемыми приоритетами развития сферы в течение соответствующего периода.