Россия построит частную дорогу из Китая в Европу. Почему это выгодно Казахстану?

В конце июня правительство России поддержало проект первой полностью частной автомобильной магистрали – проекта «Меридиан», который соединит Китай и Европу.

Автодорога пройдёт от границы Казахстана до границы Беларуси по территории России, её общая протяжённость составит около 2 тыс. километров. Благодаря новому маршруту скорость доставки грузов из Европы в Азию и обратно может сократиться почти в пять раз – до 11 дней.

Почему этот проект важен для транзитного потенциала Казахстана и Центральной Азии?

Новый путь из Китая в Европу

Как стало известно изданию «Ведомости», глава российского правительства Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил министрам транспорта, строительства, финансов и экономического развития страны оказывать проекту «Меридиан» всю необходимую поддержку. Также чиновникампоручили консультировать по привлечению инвесторовинициатора проекта – российское ЗАО «Русская холдинговая компания».

Бенефициаром последней, к слову, является бывший замглавы нефтегазовой компании «Газпром» Александр РЯЗАНОВ. В числе потенциальных инвесторов СМИ называют китайских партнёров.

Всего «Меридиан» растянется на 2 тыс. километров. Трасса должна соединить Китай, Казахстан, Россию, Беларусь и страны Европейского союза. Новый транспортный путь должен сократить скорость доставки грузов по маршруту из Европы в Азию почти в пять раз, или до 11 дней. Он призван взять на себя перевозку части грузов, которые сегодня доставляются в Европу через Суэцкий канал и Северный морскойпуть, а также авиациюи Транссибирскую железнодорожную магистраль.

Общая стоимость проекта – чуть менее 600 млрд рублей, сейчас компания-инициатор занимается выкупом земель под строительство проекта. Данных о потенциальных объёмах грузопотока в открытых источниках найти не удалось. Некоторые эксперты называют проект «спорным».

Однако российские чиновники так не считают. Бывший глава российского Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Роман СТАРОВОЙТ заявлял, что «Меридиан» позволит увеличить товарооборот между странами и поможет развитию бизнеса в регионах, через которые будет проходить дорога.

«На территории транзитных государств новая дорога снизит нагрузку на улично-дорожную сеть и основные федеральные трассы. Также увеличится товарооборот, будут созданы благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства», – сообщил Роман Старовойт.

Важным проект является и для Казахстана, считает казахстанский политолог Марат ШИБУТОВ. «Крайне важная для Казахстана и России инициатива («Меридиан». – Авт.). Теперь автомобильный китайский транизит и транзит из Центральной Азии через нас ещё больше увеличится. А это живые деньги в нашу экономику. Для России это революция в двух отношениях – полностью частные инвестиции и первая большая дорога, не проходящая через Москву», – написал эксперт в своём Telegram-канале.

В русле казахстанского транзита

В Казахстане между тем активное строительство автомобильных дорог и инфраструктуры для соединения Китая с Европой идёт с 2008 года, напоминает директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Маргарита ДЯДЯЕВА.

«Этот проект очень важен для Казахстана, так как означает активное развитие транзитного потенциала и экономики нашей страны. Он приведёт к увеличению продаж горюче-смазочных материалов, развитию придорожной инфраструктуры, появлению новых рабочих мест для населения, пополнению бюджета страны за счёт выплаты налогов и так далее», – говорит эксперт.

Сам проект частной автодороги важен именно для властей, так как затраты на строительство и модернизацию автодорог и инфраструктуры будут идти за счёт частных капиталов, а не из бюджета. «Частные и инвестиционные компании потом будут возвращать денежные средства за счёт эксплуатации этих дорог в течении 25-30 лет, а государство только выигрывает, так как получает финансовую выгоду в виде налогов – акцизов на ГСМ, НДС и так далее», – добавляет Маргарита Дядяева.

В целом же, по словам эксперта, для Казахстана потенциал транспортного коридора из Китая в Европы «колоссален». В этой связи она напомнила о проекте «Западная Европа – Западный Китай», над которым работу в республике завершили ещё в 2017 году. «Мы всё, что планировали, завершили. По Актобе, Жамбылской области, Шымкенту, Кызылорде (работу. – Авт.) закончили ранее. А в этом году дали проезд по направлению Алматы – Хоргос, в этом году обустройство закончили. Полностью свои обязательства (выполнили. – Авт.). Грузопоток в два раза вырос за это время», – сообщил министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК в декабре 2017-го.

Маргарита Дядяева отмечает, что уже сегодня часть грузов идёт из Китая в Европу и в обратном направлении. «Западная Европа – Западный Китай» – это альтернативный маршрут морским перевозкам. Ставка на доставку на суше не сильно отличается от морского транспорта, при этом срок перемещения груза железнодорожным составляет 14-15 суток, а автомобильным ожидают и того меньше – 10 суток. При этом морем груз идёт от 45 до 65 суток. Грузоперевозки наземными видами транспорта не так сильно зависят от погодных условий, например, штормов, и являются более безопасными, чем морем», – добавляет Маргарита Дядяева.

Получится ли транзит, ещё большой вопрос

Благодаря транзиту из Китая в Европу и обратно Казахстан намеревается получать большие доходы – до 5 млрд долларов в 2020 году. Однако получится ли достичь таких показателей – большой вопрос.

Поднимали его недавно на самом высоком уровне. На расширенном заседании правительства страны 15 июля президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ спросил министра индустрии и инфраструктурного развития Романа Скляра, насколько цифра в 5 млрд достижима.

Министр привёл цифры, которые не показывают нужную динамику. В 2018 году страна заработала на транзите по всем видам транспорта 1,7 млрд долларов, в 2019-м по плану – 2,4 млрд, в 2020-м – 3,3 млрд. По словам Романа Скляра, уменьшилась доля перевозок в Иран и через страны Кавказа. Минимизировать потери инфраструктурное ведомство планирует за счёт рост перевозок посылок из Китая в Европу. Президент Касым-Жомарт Токаев таким ответом остался недоволен.

Впрочем, одной из проблем развития транзитных перевозок через Казахстан может быть реализация проектов у стран-партнёров. Транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай» проходит через Китай, Казахстан и Россию и далее европейские страны. И если в Казахстане строительные работы давно завершены, в России всё ещё только в процессе.

Признают это на самом высоком уровне. По словам президента России Владимира Путина, строительство магистрали из России через Казахстан в Китай запаздывает именно из-за российской стороны.

«Что касается сопоставления ЕврАзЭС и идеи председателя Си Цзиньпина «Один пояс — один путь», у нас конкретный есть совместный проект: вот из Китая в Казахстан дорога идёт, инфраструктурный проект большой. Мы должны подтянуть свою автомобильную магистраль до Казахстана, кстати, опаздываем, потому что казахи уже это сделали», – цитировали СМИ Владимира Путина.

Пока вопрос с развитием транзитного потенциала Казахстана остаётся открытым. Проблемы есть как внутри Казахстана – строительство автодороги «Западная Европа – Западный Китай» шло с запозданием, так и вовне – сюда можно отнести и задержку реализация проекта в России, и геополитическую конфронтацию вокруг республики. Впрочем, в случае успешной реализации автодорога «Меридиан» сможет сделать свой вклад в увеличение казахстанского транзита – частный бизнес чаще всего более исполнителен в своих проектах.

Юрий Масанов