Св. Саркис VS Св. Валентин, или дилемма армянских влюбленных

В субботу Армянская апостольская церковь (ААЦ) отмечает праздник Святого Саркиса. Традиционно, в преддверии праздников Св. Саркиса и Св. Валентина, в армянском обществе начинается дискуссия о том, стоит ли праздновать новомодный зарубежный праздник или отдать предпочтение отечественному покровителю влюблённых.

История праздника и традиции празднования

Святой Саркис является одним из самых любимых святых армянского народа, в честь которого названо множество церквей. Согласно преданию, Св. Саркис был родом из Кесарии Каппадокийской и при императоре Константине Великом прославился как успешный военачальник и проповедник христианства. Однако во времена гонений на христиан императора Юлиана Отступника, Св. Саркис был вынужден бежать сначала в Армению, а затем в Персию.

На службе персидского шаха Шапуха II он проявил себя как храбрый и талантливый воин, но после отказа принять зороастризм, по приказу персидского шаха Св. Саркис и его сын Мартирос в 363 году были казнены. Также проняли мученическую смерть четырнадцать христиан из числа его подчиненных, которые взяли тела Св. Саркиса и его Мартироса, чтобы похоронить их по христианскому обычаю.

Празднику Св. Саркиса предшествует Передовой пост, утвержденный Св. Григорием Просветителем, который длится пять дней.

Учитывая, что Св. Саркис по церковной традиции является покровителем молодежи и влюбленных, католикос всех армян Гарегин II после своего избрания в 1999 году провозгласил день Св.Саркиса Днем благословения молодых. В день праздника в церквях, носящих имя Св. Полководца Саркиса, пройдет Св. Литургия, затем чин благословления молодых. В последние годы в честь дня Св. Саркиса в Армении проводятся различные праздничные мероприятия, а влюбленные дарят друг другу цветы, открытки и подарки.

При этом надо отметить, что издревле к церковному празднику добавились и народные обычаи празднования Дня Св. Саркиса. Одной из главных является гадание — в ночь перед праздником молодые едят соленую лепешку, после этого ничего не едят и не пьют. Считается, кто во сне даст напиться, тот и будет будущим женихом или невестой.

Другой обычай связанный с этим днем (он сейчас не так распространен, как соленная лепешка) — поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа от копыта коня Св. Саркиса, который, согласно легенде, пролетает с ангелами над домами. И если в подносе с мукой Св. Саркис оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки.

 Церковь и Св. Валентин

Армянская церковь критично относится ко дню Св. Валентина, подчеркивая, что это чуждый армянам праздник, и вместо него стоит почитать Св. Саркиса — армянского покровителя молодых и влюблённых. Армянские священники заявляют, что этот праздник раскрутили бизнесмены, и ни православная, ни католическая церковь его не празднуют.

Что касается католической церкви, то ее представители отмечают, что светские традиции празднования Дня Св. Валентина не имеют ничего общего с традицией католической церкви. 14 февраля католическая церковь во время литургии вспоминает святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Но при этом верующим разрешается обращаться в своих молитвах и к святому Валентину, чей день отмечается с 496 года (в 1969 года, в результате реформы богослужения, Св. Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны).

Подход в обществе

Что касается отношения общества к двум праздникам, то надо отметить, что хотя за последние годы празднование Дня Св. Саркиса активно продвигается, однако Св. Валентин остается пока более “пропиаренным” праздником.

По словам представителя компании “Кантата” (специализируется на продаже кофе и чая) Аси Петросян, за последние годы продажи подарков на День Св. Саркиса увеличиваются, но по-прежнему значительно уступают Дню Св. Валентина. “ Люди привыкли дарить подарки на День Св. Валентина, а Св. Саркис больше рассматривается как церковный праздник”, — заявила она пресс-клубу ”Содружество”.

В свою очередь директор одного из лучших ереванских ресторанов “Мер гюх” Кристина Назарян в беседе с нашим сайтом отметила, что они собираются провести у себя мероприятие на день Св. Саркиса, в ходе которого гостям будут подаваться вино, сыр и солёные лепешки.

Что касается заказов столиков в дни этих праздников, то, по словам Назарян, хотя на Св. Валентина их больше, учитывая, что он совпадает с Трендезом (или Тъярнэндарач, Сретение Господне), но за последние годы начали много заказывать и в День Св. Саркиса.  “Да заказывают. На Валентина тоже. Народу нужны праздники, свои и чужие. Главное на один вечер почувствовать себя особенным, иметь повод для веселья”,- сказала она.

Один из ведущих армянских блогеров Тигран Кочарян прокомментировал отношение к двум праздникам в армянском обществе и идущие в этой связи дискуссии.

Дискуссия определенная есть, но она не настолько актуальна и остра, как в случае с празднованием Хэллоуин в Армении. Причина в том, что оба праздника несут в себе откровенно доброе начало и молодежь предпочитает праздновать оба”,- сказал Т. Кочарян Пресс-клубу ”Содружество”.

При этом Кочарян отметил, что праздник Св. Саркиса стал отмечаться молодежью не так давно, но усилиями Араратской епархии ААЦ получает год от года все большее признание и распространение.

Главный редактор BlogNews.am Константин Тер-Накалян также считает, что тема противостояния двух праздников для влюбленных сейчас не актуальна в армянском обществе. “Не думаю, что сейчас вообще актуальна данная тема. Это пару лет тому назад тема Валентина и противопоставление двух праздников эпатировала фейсбучную публику, но люди устали. В конце концов, нельзя же повторятся каждый год и быть актуальным.

Да и к тому же, мы имеем два совершенно разных явления. С одной стороны, мы имеем хорошо пропиаренный и абсолютно коммерческий и трендовый ивент, у которого своя фокус-группа потребителей, а с другой стороны — армянский религиозный праздник, который актуален для другой группы. А есть еще и третья и четвертая группы, которым либо наплевать что праздновать, лишь бы был повод, и группа, где все наоборот — им все равно что не праздновать”,- сказал он Пресс-клубу ”Содружество”.

По словам Тер-Накаляна, в целом же, к Св. Валентину отношение более лояльное, чем было раньше, но празднует его узкая возрастная группа, да еще и в основном в Ереване и в крупных городах. “А Св. Саркис потихонечку приживается в обществе Армении 21ого века. Утрируя, можно сравнить это с попсой и классикой: Валентин — попса, Саркис – классика”,- подчеркнул он.

Айк Халатян (Ереван)