Фейковая информация и ее влияние на общество. Ч.2

  Узбекские и зарубежные эксперты – участники круглого стола о влиянии фейковой информации на общество, организованного Центром переподготовки журналистов (ЦПЖ) Узбекистана, продолжают дискуссию по актуальным аспектам темы.

  — Все время, сколько существуют СМИ, существует и дезинформация. В чем ее особенность? Фейки, онлайн-булинг, троллинг –  чем опасны эти явления для современного общества?

 Наргис Касымова: к.ф.н., журналист, медиа-тренер ЦПЖ

 Стратегия информационных войн всегда направлена на “зомбирование” общественного сознания. Вместе с тем понятие “фейк  ньюс” вошло в наш обиход относительно недавно. Ложная информация, влияя на духовное состояние реципиентов, затрудняет их понимание, где правда, а где ложь,  служит формированию искаженных представлений и мнений в обществе.

Фейки, как правило, создаются на основе  конфликтов. И главной целью распространения фейковой информации является стремление заставить аудиторию поверить в ложь, посеять недоверие, спровоцировать дестабилизацию ситуации.

Отсутствие критического мышления, навыков “фактчекинга” и некоторые иные особенности психики человека зачастую делают его слепым в потоке ложной информации. Поэтому было бы серьезной ошибкой считать, что фейковая информация – явление безобидное и безопасное. Фейки превратились в эффективный инструмент манипуляции и стали серьезной проблемой. Эта тема должна серьезно исследоваться и анализироваться экспертным сообществом и, конечно, представителями СМИ, традиционной журналистики, чья миссия – обеспечивать достоверную и объективную картину событий.

 Может ли считаться недопущение фейков, распространения языка вражды и ненависти в СМИ, ограничением свободы слова?

  Герхард Биркл (Германия), гл. редактор популярного интернет-сайта www.uzbekistan.online.de

 Согласно толкованию словаря  DUDEN, под Fake News в печатных и электронных СМИ имеется в виду распространение ложной информации в манипулятивных целях. С учетом постоянно растущего числа пользователей социальных сетей и огромного потока информации журналистам становится все труднее отличить реально происходящие события от ложной информации. Здесь речь идет о понимании того, кто, когда и с какой целью распространяет “горячую” информацию. Журналисты должны очень быстро и основательно реагировать на происходящие вокруг нас события и информировать аудиторию по-деловому, объективно и компетентно. Необходимо перепроверять контент на соответствие действительности, оценивать, не является ли информация преднамеренно ложной или искаженной.

Столетиями в мире распространяются различные «сказки», как в хорошем, так и в плохом смысле. В любом случае, они имеют определенные цели. К сожалению, сегодня зачастую во многих СМИ существует правило «чем негативнее, брутальнее информация, тем больший интерес она вызывает».

Долг ответственного журналиста – идентифицировать такую информацию и использовать инструменты фактчекинга: обратить внимание на данные источника, контакты сайта, его владельца, был ли подготовлен материал реальным автором, проанализировать контент информации, источники и цитаты, фото и видео.

Для каждого серьезного журналиста также важно соблюдение профессионального этического кодекса. Германский Союз прессы так определяет задачи прессы:

«Свобода прессы, закрепленная в Основном законе Федеративной Республики, включает в себя независимость и свободу информации, выражения мнений и критики. Издатели и журналисты должны осознавать ответственность перед общественностью и сохранять приверженность репутации прессы в своей работе. Они выполняют свою публицистическую задачу справедливо, в меру своих знаний и совести, без влияния личных интересов и материальных мотивов. Публицистические принципы конкретизируют профессиональную этику прессы. Она включает в себя обязанность поддерживать принципы прессы в соответствии с Конституцией и конституционными законами и выступать за свободу прессы.

Правила защиты редакционных данных применяются в прессе в той мере, в какой она собирает, обрабатывает или использует персональные данные в журналистско-редакционных целях. От исследования до редакции и  опубликования, от сбора документации до архивирования этих данных пресса соблюдает уважение к  личной жизни, интимной сфере и соблюдает право на информационное самоопределение человека.

Профессиональная этика признает за каждым право подавать жалобу на прессу. Жалобы считаются обоснованными, если нарушается профессиональная этика».

Эта преамбула является составной частью этических норм.

Из  Кодекса этики Германского Союза прессы  https://www.presserat.de/pressekodex.html

Наш портал USBEKISTAN-ONLINE.De был создан в 2014 г. и прочно стоит на позициях этической, моральной и авторитетной журналистики. Целью платформы является освещение сотрудничества для дальнейшего развития дружбы между Узбекистаном и Германией. Успех нашей работы – постоянно растущая аудитория, численность которой на сегодня составляет более 4,7 млн. человек. Он вполне объясним: мы следуем лозунгу «Честность сохраняет авторитет»!

— Почему люди верят информации, которая очевидно является ложной?

   Гульрух Муминова ,журналист газеты “Зарафшон” (Самарканд)

 Действительно очень часто люди слепо верят ложной информации.  Во многом это обусловлено тем, что официальная информация не всегда публикуются своевременно и в достаточной степени открытости. Фейки, напротив, быстро распростроняются в социальных сетях. И пока вскроется правда, людей уже трудно переубедить в обратном.

 Как вы думаете, дезинформация, фейковые новости – это угроза демократии, правам человека?

 Питер Ду Туа,медиа-эксперт (ЮАР)

Несомненно! Когда люди сознательно распространяют дезинформацию и фальшивые новости, они наносят ущерб демократическим процессам. Преднамеренное продвижение фейковых новостей создает ситуации, в которых аудитория уже не знает, чему верить, чему не верить. Это приводит к тому, что даже когда журналисты проводят глубокие расследования, раскрывающие важные истины, аудитория не знает, можно ли им доверять. А это в свою очередь имеет серьезные последствия для демократий, которые полагаются на информированную общественность. То же самое можно сказать и о нарушениях прав человека.

Журналисты могут играть ключевую роль в предотвращении злоупотреблений, разоблачая вред от фейков, чтобы виновные были привлечены к ответственности.

 — Законодательство по урегулированию фейков, распространения языка вражды и ненависти в СМИ может ли повлиять на рейтинги любого государства в свободе слова и прессы?

  Ольга Диденко, Региональный консультант по медиазаконодательству, Интерньюс в Казахстане

Все, что касается ответственности за распространение ложной информации,  языка вражды и ненависти – это ситуации, когда человек злоупотребляет свободой выражения, свободой слова. Ответственность за это предусматривается во всех странах. Никто не спорит с тем, что это опасные действия для общества, которые могут причинить непоправимый вред. Как это все связано с журналистикой, основной этический принцип которой –  проверка информации, баланс мнений и точек зрения, разграничение фактов от суждений и оценок, непредвзятость и аполитичность журналистов?  Будут ли СМИ сознательно нарушать этические принципы профессии, подрывать свой авторитет и лишать себя доверия аудитории?  В большинстве случаев это сложно представить.

Тем не менее, немало примеров вокруг, когда СМИ и журналистов, блогеров обвиняют в разжигании ненависти, вражды, распространении фейков.  Почему? Как правило, ответственность за эти действия предусматривает более серьезное наказание, чаще всего, уголовное и угрожающее журналистам лишением свободы, а редакциям СМИ – прекращением их деятельности.

Иногда государства злоупотребляют своим правом криминализовать те или иные действия, связанные с реализацией права на свободу выражения. Поэтому международные стандарты уточняют: криминализация свободы выражения допустима только в исключительных случаях, когда речь идет о действительных случаях языка ненависти и вражды. Практически все рекомендации международных организаций призывают страны-участниц ООН использовать уголовную ответственность за распространение информации, как бы она не определялась – ложная, заведомо ложная и т.д –  с большой осторожностью и в исключительных случаях.

И, конечно, в международных рейтингах оценивается соответствие национального законодательства международным стандартам в области свободы выражения, в том числе и уровень криминализации свободы выражения, то есть количество уголовных преступлений, связанных со свободой выражения, их применение на практике. И наличие в законодательстве, и частота возбуждения уголовных дел – влияют на рейтинги по свободе слова и прессы. Чем выше уровень криминализации свободы выражения, чем больше уголовных дел по факту распространения информации, тем ниже рейтинг государства.

 — А как на практике журналисты Интернет -СМИ борются с фейками?

 Андрей Тешаев, главный редактор АН PodrobnoМы живем в эпоху постправды, когда объективная информация заменяется обращением к эмоциям и личным предпочтениям людей. Здесь все больше работает тезис «важна не истина и факты, а доверие к говорящему, ведь он хороший парень». Также активно обыгрываются двойные стандарты. Пример: Россию обвиняют в отравлении Навального без предоставления фактов, грозятся санкциями, а смерть Джамаля Хашогги выносится за скобки, и лидеры Запада продолжают общаться с властями Саудовской Аравии.

В этом плане Узбекистан пока отстает от мирового медийного мейнстрима, но стремительно нагоняет «упущенное». Так, появилось множество различных Телеграм-каналов с типичными названиями – «Новости 24», «Новости про Узбекистан», «Оперативные новости Узбекистана» и так далее, которые откровенно используются для рекламы и других целей. Они не проверяют информацию, для них главное – резонанс, охваты. И здесь слабое звено – безнаказанность, владельца такого канала сложно привлечь к ответственности.

Что касается официальных СМИ, то они пока еще стараются действовать по наработанным алгоритмам. После появления какой-либо информации проверяют ее по своим каналам. Если материал не срочный, можно отправить запрос, на который госорган должен будет ответить. Такой же политики сегодня придерживается и наше издание.

— Что, на ваш взгляд, было бы разумно предпринять, чтобы не допустить распространения ложной информации?         

Гульмира Шукурова, гл.редактор научного электронного журнала «FledUz», медиа-тренер ЦПЖ

 Глобадльное информационное поле сегодня стремительно меняется. С одной стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий создает невероятные удобства и возможности в жизни человека, с другой –  ставит перед необходимостью решать ряд острых проблем. В числе таких проблем и феномен fake news, потому что, к сожалению, в острой борьбе между правдой и ложью появляются жертвы. В частности, в период пандемии коронавируса так называемая “инфодемия” реально отравляет жизнь людей. Распространение непроверенной информации о болезни, ее лечении, не только не способствует снижению заболеваемости, а, напротив,  приводит к дальнейшему ее распространению. Фйковая информация очень быстро распространяется в обществе как снежный ком. То есть сегодня любая непроверенная информация может стоить человеку жизни.

Предупреждение распространения фейковой информации очень сложный процесс. Поэтому для противодействия важно повышать у аудитории “информационный иммунитет”.

Для активного и эффективного участия граждан в информационной жизни общества необходимы современные знания и навыки медиаграмотности, культуры потребления информации.

Конечно, существует множество онлайн-ресурсов для проверки фактов. Но главное – развивать критическое мышление.