Цовинар Костанян: Нам пытаются внушить, что мы старомодно относимся к семье

Интервью с армянским политологом, заместителем председателя Международной общественной организации гуманитарного развития Цовинар Костанян:

— Цовинар, недавно вы вернулись с Международного форума молодых интеллектуалов на Иссык-Куле «Связь поколений», посвященного Году семьи в СНГ. Какие впечатления вы вынесли из работы форума?

— Сегодня постсоветское пространство оказалось под мощным воздействием социальных, идеологических и медийных трендов, которые, по сути, направлены на разрушение традиционной семьи. В их числе можно назвать пропаганду ценностей ЛБГТ-сообщества, идей child-free. Пообщавшись с участниками форума, представлявших тринадцать постсоветских республик, я пришла к выводу, что, увы, эти процессы идут повсеместно. Мы наблюдаем попытки перекроить мировоззрение граждан наших республик, подменить существующие национальные ценности на искусственные, привнесенные извне. Причем эта работа ведется целенаправленно и систематически.

Мероприятия, проводимые по эгидой Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, в том числе прошедший на берегах кыргызского Иссык-Куля форум молодых интеллектуалов, направлены на поддержку института семьи, сохранение традиционных ценностей. Огромное впечатление на участников мероприятия произвело посещение семейного детского дома «Мээрим – Булагы» («Благодатный источник») и знакомство с удивительным человеком – Гулнарой Дегенбаевой, которая за два десятилетия вырастила и воспитала 136 детей, оставшихся по разным причинам без родительской опеки. Примечательно, что неподалеку от «Благодатного источника» находятся пещеры, предположительно являющиеся руинами средневекового армянского монастыря на берегу озера Иссык-Куль. Это еще раз подтверждает, что наши народы объединяют тысячелетняя история культурно-исторического взаимодействия. Думаю, что мы нуждаемся в мероприятиях такого содержания и формата. На мой взгляд, необходимо привлекать к ним еще больше людей и ресурсов.

— Цовинар, в конце прошло года вы презентовали результаты исследования, посвященного НКО и политическим силам, предпринявшим попытку «цветной» революции в Армении по майданному сценарию накануне выборов в парламент. Какие процессы сегодня происходят в неправительственном секторе Армении?

— В Армении сегодня официально зарегистрировано около 5 тыс. общественных организаций – это огромная цифра для 3-миллионного населения республики. Конечно, не все из них действующие. Активную работу ведут 250-300 организаций, подавляющее большинство которых финансируется за счет западных грантов. К примеру, только одна западная организация влила в Армению в течение прошлого года около 23 млн евро, распределив деньги между пятнадцатью общественными организациями. Конечно, с одной стороны хорошо, что гражданское общество в Армении развивается

, оформляются институты неправительственного сектора. С другой – есть повод задуматься над тем, насколько правильно, что гражданский сектор развивается за счет денег, поступающих из-за рубежа. Было бы целесообразным задаться вопросом: можно ли после этого считать его независимым. Не диктуют ли грантодатели гражданскому обществу свои «правила игры»? Это вопросы, которые, действительно, очень остро стоят на повестке дня в Армении. Существует очень много примеров, когда общественные организации выполняют конкретные заказы, поручения своих зарубежных грантодателей, в том числе направленные против традиционных для армянского общества семейных ценностей – ломают стереотипы, искренне считая, что они якобы идут в ногу со временем.

Армения – это традиционное христианское государство. История христианства на армянской земле насчитывает свыше 1700 лет. Для армян семья, дети – это святые, основополагающие ценности. Именно благодаря бережному отношению к семье, к традициям мы смогли выжить в непростых исторических и геополитических условиях, сохранить свою национальную идентичность и пронести через века уникальную культуру и ценности.

Сегодня в Армении фактически развернута активная кампания против нашего культурного и ценностного кода. Армянскому обществу пытаются внушить мысль о том, что мы старомодно относимся к институту семьи и брака. Соответствующая работа ведется как со стороны международных организаций, так и местных НКО, которые, впрочем, финансируются из тех же источников, что и первые. Более того, в этом участвуют даже представительства некоторых государств в республике. Приведу свежий пример: буквально недавно, в день борьбы против гомофобии, посольство Великобритании в Ереване спустило свой государственный флаг и вместо него водрузило флаг ЛБГТ-сообщества, в знак солидарности с ним.

Этот шаг можно оценить двояко: в Армении никто не притесняет представителей ЛБГТ-сообщества, у нас выставлены ограничения только в отношении пропаганды гомосексуализма. Безусловно, это выбор каждого, но это ненормально, когда меньшинство пытается навязать большинству свой образ жизни и пропагандирует его.

Надо сказать, что действия британского посольства внесли расколол в армянское общество. Одна его часть отнеслась к ней крайне негативно, организовав акцию протеста, – я была в числе организаторов этой акции. Был поднят большой ажиотаж в СМИ и социальных сетях. В то же время другая часть общества оценила ее нейтрально, не разглядев опасности в пропаганде ЛБГТ-ценностей. На лицо еще одна попытка столкнуть лбами различные группы армянского общества.

— Любопытно, в чем же смысл этих действий?

— Это очень правильный вопрос, над которым я сама давно размышляю. Я не сторонник конспирологических теорий, но мне видится в этом попытка вмешательства во внутренние дела государства. Алгоритм действий простой: международные организации заявляют, что в вашей стране не соблюдаются права того или иного меньшинства, что вы не толерантные, не демократичные. Таким образом, создается искусственная проблема и это предоставляет повод для вмешательства во внутреннюю политику государства, а также становится рычагом влияния на гражданское общество.

Помимо этого мне видится в этом далеко идущие геополитические цели, направленные на разъединение евразийского пространство, основу идентичности которого составляют традиционные ценности. Именно они объединяют страны, столь не похожие в этническом, языковом, культурном и религиозном отношении – Армению, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Россию. Стоит только разрушить эти ценности, и нас больше ничего уже объединять не будет.

— Как известно, первые итоги пребывания в Евразийском экономическом союзе для Армении были очень успешными, в некоторых отраслях объемы товарооборота со странами члена объединения выросли почти двукратно. Тем не менее, согласно опросу населения, проведенному Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, уровень общественной поддержки евразийской интеграции в Армении самый низкий из всех стран евразийской пятерки. С чем, на ваш взгляд, связано это противоречие?

— По-видимому, с пропагандой. Действительно, с вхождением в ЕАЭС показатели армянской экономики во многих сферах выросли: к примеру, экспорт сельскохозяйственной продукции в Российскую Федерацию увеличился более, чем на 80% — это беспрецедентные показатели за два с половиной десятилетия. При этом, если в Евросоюз мы вывозим в основном сырье, то в Россию и в страны ЕАЭС – готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Конечно, существует ряд общественных объединений в Армении, которые говорят о выгодах пребывания республики в ЕАЭС. Однако часть армянских медиа – при этом довольно популярных ресурсов – финансируются из западных источников, что определяет их оценку перспектив евразийской интеграции. Негативный контент на эту тематику на ежедневной основе, искажение фактов, апелляция к мнению псевдо-политологов и псевдо-экспертов создает негативный фон вокруг евразийского интеграционного проекта.

С другой стороны, есть и объективные факторы. Армянское общество испытывает разочарование в ЕАЭС из-за завышенных ожиданий, многие из которых не были реализованы в связи с тем, что Россия подверглась санкционному давлению. Из-за того, что проект не заработал в полной мере и не вышел на предполагаемый уровень, ожидания армянского общества в отношении евразийского интеграционного проекта не оправдались. Если на макроэкономическом уровне уже наблюдаются позитивные изменения, то народ, рядовые жители Армении, пока не почувствовали преимуществ интеграции. Однако полагаю, что все эти трудности будут преодолены.

Жанар Тулиндинова