Ю.Якушева о нюансах политики США в Средней Азии

2_94«Большой международный контингент во главе с силами НАТО провозгласил  своей целью стабилизацию ситуации внутри Афганистана, внедрение демократических  стандартов государственного управления. Однако, реальный прогресс в решении  поставленных задач так и не был достигнут. Напротив, мы наблюдаем нарастание  конфликтного потенциала не только в Афганистане, но и во всем регионе Ближнего и  Среднего Востока. Анализ происходящих процессов отнюдь не позволяет признать  роль США в регионе как стабилизирующую. Такое «вскрытие» региона может иметь  долгосрочные негативные последствия. События «арабской весны», современная  ситуация вокруг Египта и Сирии… Думаю, что печальный список будет продолжен.  При негативном сценарии развития ситуации речь пойдет уже не о «вскрытии», а о  «подрыве» региона». Об этом, комментируя некоторые нюансы политики США в Средней  Азии, заявила в ходе виртуального круглого стола на базе проекта Центральная  Евразия заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра  по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева (Россия).

По ее мнению, очевидно, что дуга нестабильности не только вплотную  приблизилась к границам постсоветской Центральной Азии и Закавказья, но уже  сейчас оказывает мощное дестабилизирующее воздействие на центрально-азиатский,  закавказский и каспийский регионы. Причем, по мнению эксперта, если сейчас речь  идет о наркотрафике, торговле оружием, экспорте терроризма и радикального  ислама, то в дальнейшем речь может идти о полномасштабной внутриполитической  дестабилизации по уже отработанным сценариям. То есть угрозы и риски, стоящие  перед Центральной Азией и Закавказьем, вполне реальны и ощутимы.

«Ситуация в Афганистане остается главным дестабилизирующим фактором в  регионе. В условиях, когда администрация Хамида  Карзая перенимает у американцев функции управления, а талибы не только не  повержены, но и регулярно напоминают о себе дерзкими актами против гражданского  населения и американских войск, центрально-азиатские страны не могут остаться в  стороне от «афганского урегулирования». «После присвоения Афганистану статуса  наблюдателя в ШОС, государства Центральной Азии официально закрепили за собой  часть ответственности за ситуацию в этой стране. Государства-члены ШОС осознают,  что безопасность, успешное посткризисное урегулирование в этой стране — залог  мира и стабильности для всей Центральной Азии», — отметила Якушева.

Шанхайская организация сотрудничества не вовлечена напрямую  в военные действия в Афганистане, но оказывает транспортно-логистическую и  военно-техническую поддержку. С другой стороны, государства-члены Организации в  целях содействия постконфликтному восстановлению реализуют ряд  социально-инфраструктурных и гуманитарных проектов, напомнила заместитель  гендиректора ИАЦ при МГУ им. М. Ломоносова. Однако, решение проблемы видится,  прежде всего, в консолидации усилий ведущих региональных и внерегиональных  (Россия, Китай) игроков, в формировании странами ШОС общей повестки дня,  предполагающей принципиально новые, более эффективные подходы к обеспечению  региональной безопасности. Сложные задачи требуют своевременных и адекватных  коллективных ответов.

«США, конечно, могут быть заинтересованы в стабильном развитии государств  региона, но только при условии соблюдения собственных геостратегических  интересов. А как показывает практика, наиболее выгодна и приемлема для США  именно ситуация управляемого хаоса. Правда и эта схема в последнее время дает  сбои, о чем свидетельствуют, например, события в Египте или Ливии. Иногда  экспертам кажется, что США едва ли не играют в пользу Аль-Каиды,  устанавливая на Ближнем Востоке откровенно террористические режимы». «Создается  впечатление, что на настоящий момент у США просто отсутствует четкая стратегия в  отношении региона. Поэтому действия Вашингтона столь непоследовательны и  ситуативны. При этом, однако, вполне успешно решается задача по созданию  серьезных проблем в регионе для России и Китая», — отметила специалист.

Далее она обратилась к вопросу «сотрудничества США со странами Центральной  Азии, в том числе Узбекистаном, влиянии этого на позиции и интеграционные  инициативы России, положение других стран региона. Полагаю, что через расширение  сотрудничества с Узбекистаном США, прежде всего, стремятся усилить свое  торгово-экономическое присутствие в регионе». «Что касается намерений  Соединенных Штатов сорвать планы России по интеграции с центрально-азиатскими  странами, то Вашингтон имеет ограниченные возможности для этого. Узбекистан  сейчас не участвует в интеграционных проектах с Москвой, за исключением ШОС, да  и прежде никогда не играл первой скрипки в этих процессах. Поэтому серьезного  урона позиции России в Центральной Азии в связи с американо-узбекским  сотрудничеством не понесли», — говорит Якушева.

Она отмечает: предположения о том, что сотрудничество с США укрепляет роль  Ташкента в регионе, верны лишь отчасти.

«Говоря о Казахстане, мне представляется, что в силу объективных причин  (геостратегического положения, экономического потенциала, веса на международной  арене) Астана своих лидерских позиций в регионе не потеряет. Более того, участие  Казахстана в ЕЭП, ОДКБ, ШОС лишь укрепляет роль этой страны как экономического  лидера и одного из главных участников коллективной системы безопасности в  Центральной Азии». «Что касается переговоров с талибами, то, конечно, диалог  всегда лучше, нежели его отсутствие. И попытки переговоров уже предпринимаются.  Однако возникают большие сомнения относительно эффективности подобных  переговоров, поскольку не все участники процесса в этих переговорах  заинтересованы. На примере Пакистана мы видим, что любые уступки талибам, не  останавливали их на пути к захвату власти на новых территориях через проведение  исламистских бунтов и террористических актов. Конечно, попытки найти точки  соприкосновения с умеренными и договороспособными представителями Движения «Талибан» оставлять не стоит, но в результативность таких мер  лично я не верю», — заключила заместитель генерального директора ИАЦ МГУ.