2016-й — год многообещающих перемен во внутриполитической жизни Азербайджана

Политические изменения и референдум

2016 год, когда Азербайджан праздновал 25-летие обретения независимости, стал годом серьезных перемен во внутриполитической жизни страны. И не случайно. Это было продиктовано стремительно меняющейся ситуацией в регионе и во всем мире и, конечно, падением цен на нефть, что сыграло важную роль в жизни нефтедобывающего Азербайджана.

Все эти изменения потребовали новых подходов как с политической, так и с экономической точки зрения, результатом чего стал прошедший референдум с целью внесения изменений в Конституцию Азербайджана.

По итогам референдума очевидно — народ Азербайджана поддержал Президента Ильхама Алиева, выступившего с законодательной инициативой, и выбрал путь изменений и преобразований, путь, ведущий к стабильности и процветанию.

По каждому из 29 предложенных изменений и дополнений в Конституцию «за» проголосовало подавляющее большинство граждан.

Граждане Азербайджана хорошо понимают, что сегодня необходимы новые гибкие механизмы управления, которые укрепят стабильность в стране и позволят добиться большего успеха в проводимых экономических и политических реформах. Другими словами, мир меняется, и правила, по которым живет страна, должны вовремя меняться, отвечая новым требованиям современной ситуации.

С этой точки зрения изменения, вносимые в Конституцию Азербайджана, — лишь актуальная и своевременная корректировка государственных инструментов управления, соответствующая динамично меняющейся политической и экономической жизни страны.

В рамках формирования эффективного механизма государственного управления и вертикали исполнительной власти, в числе прочих изменений, было предложено создать институт вице-президентства, который, как показывает опыт, важен для обеспечения оперативного и эффективного управления.

Кроме того, одним из пунктов, по которому проходило голосование на референдуме, было изменение возрастного ценза для выборных должностей. Устранение нижнего возрастного ценза является важным с точки зрения привлечения молодежи к политической жизни страны, что также очень актуально в современном мире, где молодежь, не обладая опытом взрослого поколения, располагает совершенно новым набором знаний и умений, которые порой необходимы для успешного управления не менее, чем опыт.

С этой точки зрения изменения, вносимые в Конституцию, послужат на благо общества, укрепят стабильность и сделают еще более успешными проводимые в Азербайджане реформы.

Показательным стало и проведение малочисленных митингов оппозиции перед референдумом, которые вообще не поддержал народ. Самый крупный митинг прошел 11 сентября и собрал 2,5 тысячи человек, что говорит о том, что оппозиция слаба и у нее нет инструментов влияния. Людьми, которые называют себя оппозицией, не интересуется никто из обывателей. Оппозиция в Азербайджане присутствует, как в любом нормальном государстве, но она сегодня не играет никакой особой роли в политической жизни страны.

Экономические изменения

Что касается экономических последствий падения цен на нефть, тот тут стало очевидно, что проводимая до того в Азербайджане политика дала свои плоды и достигнутый за годы процветания экономический потенциал, социальный прогресс и общественно-политическая стабильность позволили минимизировать влияние глобального финансово-экономического кризиса.

Дело в том, что на пустом месте было бы трудно начинать экономические преобразования, которые с успехом прошли в Азербайджане. Элементарно — не имея такой развитой туристической инфраструктуры, в которую вкладывались огромные средства на протяжении последних лет, Азербайджан не смог бы похвастаться такой волной туристов, которая захлестнула страну в этом году. То есть, азербайджанским властям не нужно было начинать с нуля выстраивать туристическую привлекательность страны, а нужно было лишь упростить процедуру выдачи виз, и это послужило огромным толчком для туристического сектора страны.

Кроме того, проводимые экономические реформы в стране также дали свои плоды, так как ранее Азербайджан зарекомендовал себя как надежный партнер и подходящая площадка для инвестиций.

В этом году основные усилия правительства были направлены на развитие экспортного потенциала страны, а именно — расширение ненефтяного производства товаров и услуг и создание более благоприятных условий для инвестиционного климата. В последние годы государство вложило миллиарды в развитие морской, железнодорожной, автомобильной, коммунальной, социальной инфраструктуры, результатом чего является превращение Азербайджана в важнейшую транзитную страну региона.

В этом сыграло свою положительную роль не только удачное географической положение страны, но и повышение привлекательности перевозок через ее территорию для зарубежных грузоперевозчиков – теперь при перевозке транзитных грузов через территорию Азербайджана посредством железных дорог, морского транспорта, портов и терминалов применяется принцип «единого окна». Помимо этого, Азербайджан примерно на 40 процентов снизил транзитные расходы для иностранных перевозчиков, направляющихся в казахстанский порт Актау и туркменский Туркменбаши. На услуги по транзиту нефти и нефтепродуктов по железной дороге, а также перевалку через морские терминалы применяется 30-процентная скидка.

Важным событием этого года стала успешная работа над согласованием деталей реализации проекта коридора «Север-Юг», который станет связующим звеном для соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и России. Таким образом, расширение транспортных маршрутов еще более увеличит привлекательность страны для инвесторов в плане удобства при доставке произведенной в Азербайджане продукции на другие рынки.

Кроме того, в Азербайджане не такое высокое налоговое бремя, как в других странах. А последние изменения в сферах лицензирования (серьезно сократилось число лицензируемых видов деятельности и вдвое уменьшился размер госпошлины), упрощение налогообложения, приостановка на два года проверок субъектов предпринимательства повышают привлекательность инвестиций в малый и средний бизнес.

Все экономические успехи страны стали возможны в большей степени благодаря политической стабильности в Азербайджане, что является наиважнейшим аспектом для привлечения зарубежных инвестиций. Сейчас многие инвесторы находятся в поисках новой экономики, и Азербайджан имеет все предпосылки, чтобы занять очень важную нишу в мировой экономике. Поэтому сегодня первоочередной задачей Азербайджана, который уже играет важную роль в обеспечении энергобезопасности региона, является развитие ненефтяного сектора как с целью покрытия внутреннего спроса, так и для выхода на новые рынки, что обеспечит стране стабильный рост экономики в долгосрочной перспективе.

Дорожная карта

Важнейшим событием 2016 года стало подписание в декабре Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым указа об утверждении «Стратегических дорожных карт национальной экономики и основных секторов экономики», в котором определены стратегия экономического развития и план мероприятий на 2016-2020 годы, долгосрочное видение и цели на период после 2025 года. Указом утверждены «дорожные карты», охватывающие 11 направлений (развитие нефтегазовой промышленности, сельского хозяйства, тяжелой промышленности и машиностроения, туриндустрии, логистики и торговли, жилищного обеспечения, образования, финансовых и коммунальных услуг, производства потребительских товаров на уровне малого и среднего предпринимательства, информационно-коммуникационных технологий).

По мнению экспертов, эта стратегическая дорожная карта национальной экономики и основных секторов экономики позволит обеспечить равномерное и динамичное развитие экономики страны.

Важнейшим пунктом «дорожной карты» стали пункты, которые помогут в развитие малого и среднего предпринимательства в стране.

За счет реализации мер в разных сферах экономике, что отражено в «дорожной карте», в Азербайджане планируется создать несколько десятков тысяч новых рабочих мест и значительно увеличить ВВП страны.

Эльмира Таривердиева, глава Русской службы новостей Trend

http://pcsu.ru/www.trend.az/azerbaijan/politics/2703173.html