Пять вызовов для президента Узбекистана

ЦИК Узбекистана дал старт избирательной кампании по выборам президента страны – голосование назначено на 24 октября 2021 года. Стоит отметить, что очередной плебисцит пройдет на основе нового национального избирательного законодательства. Главный редактор информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (ИАЦ МГУ) Дарья Чижова считает, что интерес к выборам в соседней республике отражает растущую значимость узбекских партнеров.
 

– Судя по масштабу газетных и интернет-публикаций в российских и казахстанских СМИ, тема президентских выборов в Узбекистане скоро может войти в топ политических сюжетов. С чем связан столь беспрецедентный интерес к событиям в стране-партнере России и Казахстана?

 

– Ташкент является важнейшим стратегическим партнером для Москвы и Нур-Султана. Республика Узбекистан демонстрирует серьезные успехи практически во всех областях – либерализации валютного рынка, торговле, реализации инфраструктурных проектов, образовании, привлечении иностранных инвестиций. Реформы Шавката Мирзиеева создали важнейшую точку роста для страны – ее системную открытость внешнему миру. И надо признать, что руководство Узбекистана успешно реализует весь комплекс новых возможностей для ускоренного развития.

 

«Безусловно, проблем еще много, страна стремительно молодеет, при этом сохраняется разрыв по уровню развития между регионами, нет возможности в полном объеме обеспечить работой молодежь, выходящую в самостоятельную жизнь. Только за первые полгода население страны увеличилось на 300 тыс. жителей – отсюда комплексная проблема трудовой миграции.»

 

Плюс – пандемия и ее неизбежные издержки. Но в целом, подчеркну, на фоне многих других постсоветских стран Узбекистан демонстрирует высокий потенциал и является интересным и перспективным партнером и для стран ЕАЭС и для участников региональных интеграционных проектов.

Поэтому интерес к столь важной для страны президентской кампании в казахстанских и российских СМИ отражает растущую значимость узбекских партнеров для Кремля и Акорды.

 

– В чем состоят основные вызовы стартовавшей президентской кампании? Насколько она будет конкурентной? Многие эксперты вообще утверждают, что это будет референдум доверия реформам узбекского лидера. Насколько точно подобный подход отражает реалии в стране?

 

– Я разделяю подобный подход. Будем говорить откровенно, реальных конкурентов в настоящий момент у Шавката Мирзиеева – просто нет.

Выдвижение кандидатов еще продолжается, но если в качестве оппонентов действующему президенту страны выдвинутся лидеры партий, то велика вероятность его победы с результатом 80-85% голосов. В местной политике пока еще мало ярких и самобытных фигур. Но это вторично – самое главное, что проводимые реформы у населения прочно ассоциируется с личностью президента Узбекистана. Он действует, его оппоненты только предлагают.

В политической культуре Узбекистана персонификация политики в образе лидера сохраняется со времен первого президента страны. Развивается эта тенденция и в настоящий момент. Другой вопрос, с какой повесткой выйдут на выборы президента другие кандидаты? Будут ли в их программах предложения, способные дополнить программу кандидата «номер 1»? Мне кажется, что от ответа на этот вопрос и зависит сценарий начавшейся кампании. Пока все это не настолько очевидно, но после партийных съездов в августе расклад станет более понятным.

 

– Вы нарисовали благостную картину. Однако многие западные эксперты отмечают, что уже в ближайшие годы Узбекистан может столкнуться с новыми вызовами. Успехи реформ были во многом связаны с невысокой точкой отсчета – дальше наращивать успехи в прежнем темпе будет намного сложнее. А при этом ожидания населения растут. Число скептиков может увеличиться. Да, сейчас лидер на пике популярности, но что будет через два-три года?  Вы согласны с подобными раскладами?

– Я бы очертила пять вызовов для лидера Республики Узбекистан, которые просматриваются к настоящему моменту. Первый, который вы уже обозначили, сохранение высокого уровня общественной поддержки. Причем не политтехнологическими методами, а действиями, подтверждающими на практике главный тезис президента – «реформы для народа». Разрыв между чиновником в темном костюме и простым гражданином все еще сохраняется. И это вопрос, который будет необходимо решить в ближайшие годы.

Вызов второй – необходимость избегания поколенческого конфликта, который мы наблюдаем на примере Беларуси, Украины, и в меньшей степени России. Сейчас 60% населения Узбекистана – возрастом до 30 лет. Отсюда, кстати, акцент на все форматы молодежной политики – предпринимательство, спорт, творчество, создание социальных лифтов для сельской молодежи.

 

 

«Но тут другая проблема, когда значительная часть молодежной аудитории находится в чужой информационной повестке. А решить эту проблему только запретительными мерами – едва ли возможно. Необходимо создавать диалоговые площадки для молодежи.»

 

Вызов третий – внешний. Сложная ситуация в регионе, тревожные общемировые тренды. В этих условиях крайне сложно эффективно проводить многовекторную политику. А это одна из корневых тем для Узбекистана. Посмотрим, как будет складываться ситуация на афганском треке. Этот пример будет во многом определяющим с точки зрения оценки эффективности узбекистанской внешней политики.

Четвертый вызов – достижение необходимого баланса развития между регионами. Этот фактор многие эксперты оставляют в стороне, а между тем, достаточно сравнить Ташкент и Нукус, чтобы понять, насколько актуальна для Узбекистана проблема развития регионов – в экономическом, социальном, экологическом плане. Колоссальный вопрос для страны с самым многочисленным населением среди стран региона и с территорией, которая в 6 раз меньше территории вашей страны.

 

«Да, Ташкент, Бухара и Самарканд – зеркало реформ первого президентского срока Шавката Мирзиеева, но, вероятнее всего, новый комплекс задач будет в ближайшие годы связан с системным подъемом регионов.»

 

И, наконец, пятое – реформа партийной системы. Обновление существующей модели неизбежно. Но очень сложно сказать, какой сценарий может быть выбран для ее реализации. Внешнему эксперту сложно оценивать качество управленческого капитала в партийном и государственном аппарате.

В любом случае, хочется пожелать узбекским партнерам спокойных выборов, стабильности и процветания. В этой стабильности в равной мере заинтересованы Россия и Казахстан.

 

Источник: https://spik.kz