Информационная война – 3. Армения и Азербайджан в прессе на русском языке

С.н.с. ИМИ МГИМО Алексей Токарев на основании исследования российской базы СКАН Интерфакс подтверждает выводы по данным американской базы и при помощи цифр объясняет, кто успешнее в информационной политике, Армения или Азербайджан. После публикации предыдущей колонки об информационной войне Армении и Азербайджана в русскоязычном пространстве ко мне обратился главный редактор одного из крупных информационных агентств с вопросом, почему их массмедиа не представлено в базе LexisNexis (это была не обида, а дружеская критика). Я переадресовал его вопрос американцам, но сам задумался о репрезентативности их базы данных. База СКАН российского медиагиганта «Интерфакс» индексирует 53 000 источников (американская LexisNexis, напомню, 35 000, а российская «Медиалогия» — 61 000). Объективный недостаток СКАНа, явным образом ограничивающий полёт моей исследовательской фантазии, — использование преимущественно русского языка. Там есть и другие, например, некоторые языки стран СНГ. Но максимум ресурсов индексируется именно на русском. К примеру про Азербайджан за последние 20 лет в СКАНе хранится 5 896 010 сообщений на всех языках. 5 635 902 (96 %) написано на русском. Поэтому я второй раз расскажу о русском языке как инструменте информационной войны между кавказскими народами. СКАН в сравнении с LexisNexis охватывает информационное пространство шире. Если детище американских айтишников давало мне 83 000 текстов про Азербайджан и 72 000 про Армению, то СКАН за 2020 год проиндексировал более 1 миллиона текстов про каждую из стран (про Азербайджан на 20 % больше). Но эти голые цифры не позволяют делать выводы об информационной повестке. Они означают лишь то, что тексты о кавказских государствах СКАН индексирует примерно в 10-11 больше, чем LexisNexis. Поэтому я вообразил себя Микеланджело, вооружённого не долотом, а тачпадом, и начал отсекать лишнее. Сначала я попросил СКАН показать мне те сюжеты, где Армения и Азербайджан представлены в главной роли, а не упоминаются мимоходом. Таковых оказалось примерно в 2,5 раза меньше. Потом СКАН продемонстрировал сенситивный анализ – система автоматически маркирует стилистику публикации (позитивную/негативную/нейтральную). В процентном соотношении от числа текстов с главной ролью про Армению оказалось 3,5 процента позитива и почти 10 процентов негатива, про Азербайджан почти 5 процентов позитива и 13,3 процента негатива. Получается, что и в абсолютных цифрах про Азербайджан пишут больше, и в относительных публикации о нём эмоциональнее, чем об Армении, хотя эта разница незначительна. Эти выводы по данным российской и американской баз совпадают.

Всего сообщений о стране У страны главная роль Позитивные публикации (главная роль) Негативные публикации (главная роль) После применения фильтров
Армения 1 070 646 416 097 14 568 (3,5 %) 40 847 (9,81 %) 178 986
Азербайджан 1 291 914 470 386 22 270 (4,73 %) 62 752 (13,34 %) 212 177
Наконец, я убрал в интерфейсе СКАНа флажки «пресс-релизы», «раскрытие информации», «решения арбитражных судов» и т.п. Удалил все типы блогов и агрегаторы сми и попросил не показывать мне дубли публикаций. Таким образом у системы остались фильтры: язык (русский), год публикации (2020), источник (ТВ, журналы, газеты, радио, ленты информагентств, сайты сми госучреждений и компаний). После этих итераций СКАН заверил меня, что будет индексировать не 53 000 источников, как при всех проставленных флажках, а 42 862. В результате СКАН показал мне 178 986 сообщений про Армению и 212 177 про Азербайджан. Даже после установки всех фильтров это оказалось в 2,5-3 раза больше, чем количество текстов у LexisNexis. Именно эти тексты я и анализирую дальше.
Поисковый объект Всего источников Всего сообщений (после применения фильтров) Источников из страны Страна о себе В среднем национальное медиа создало текстов Страна о противнике Россия о стране Тройка персоналий Ключевые медиа
Армения 5 919 178 986 143 57 704 (32,2%) 0,23 % 21 805 (12,2 %) 89 676 (50,1%) Пашинян 43620 (24,4 %), Алиев 20232 (11,3 %), Путин 17582 (9,8 %) Sputnik Армения 7926 (4,4 %) Арменпресс 5581 (3,2 %)
Азербайджан 5 143 212 177 119 95 913 (45,2%) 0,38 % 25 102 (11,8 %) 87 435 (41,2%) Алиев 45 918 (21,6 %), Пашинян 18 140 (8,5 %), Путин 15 909 (7,5 %) Day.az 14524 (6,8 %), Oxu.az 10855 (5,1 %)
С точки зрения источников СКАН объёмнее LexisNexis, которая слово «Армения» в 2020 году нашла в 942 сми. У СКАНа 5919 сми. Первые 30: Sputnik Армения, Арменпресс, Красная весна, Arminfo.am, АМИ Новости-Армения, Day.Az, ИА Арка, Еркрамас, Вестник Кавказа, ArmenianReport.com, Oxu.az, Verelq News, Panorama.am, РИА Новости, Aysor.am, Aravot.am, AZE.az, РИА Новости. СНГ и Балтия, Взгляд, Sputnik Азербайджан, Москва-Баку.ru, Интерфакс.Новости СНГ, NovostiNK.ru, Интерфакс.Азербайджан, РИА Новости.Главное, FinPort.am, Slaq.am, Агентство Trend News, ТАСС.Мировые новости, Аналитика.at.ua, EADaily. Все они написали примерно 40 процентов текстов. Издание «Мещанская слобода», «Евразийское женское общество», Красноуфимский краеведческий музей и «Брянский ворчун» по одному разу упомянули страну в своих текстах. Слово «Азербайджан» на русском языке в 2020 году использовали хотя бы по разу 5 143 массмедиа. Среди них есть довольно экзотические: Союз педиатров России, украинское издание «Запорожские вести», белорусское «Полесье своими глазами» и всё тот же «Брянский ворчун». Первая тридцатка ресурсов: Day.Az, Oxu.az, Sputnik Азербайджан, Агентство Trend News, Azerisport.com, Vesti.az, Интерфакс.Азербайджан, Azeri-Press agency, Каспiй online, Вестник Кавказа, Москва-Баку.ru, Haqqin.az, AZE.az, Взгляд, Report News Agency, Sputnik Армения, Красная весна, ANN.Az, РИА Новости, АМИ Новости-Армения, Polemika.az, Azerbaycan24.com, Арменпресс, Azerbaijan Business Center, Кавказский узел, Интерфакс.Новости СНГ, Arminfo.am, ТАСС.Мировые новости, Еркрамас, РИА Новости.СНГ и Балтия, EADaily (eadaily.com). Вместе они создали примерно половину текстов. Касательно упоминаемых персоналий сюрпризов нет. В отношении каждой из стран на первом месте её глава, на втором – лидер противника, на третьем – президент России. У Никола Пашиняна незначительный перевес при упоминании Армении в сравнении с Ильхамом Алиевым и упоминаниями Азербайджана. «Путин и Армения» тоже чуть чаще встречается, чем «Путин и Азербайджан». Странно, но президент Турции Эрдоган в азербайджанском списке на 4 месте, а сразу за ним идёт Сергей Лавров. В армянском списке глава российского МИДа занимает позицию сразу за президентом Путиным, на строчку опережая армянского президента Армена Саркисяна. 44 позиция в азербайджанском списке и 32 в армянском – необъяснимая загадка для меня в 2021 году. Эта фамилия упоминалась чаще российского премьера Мишустина и азербайджанского вице-президента Алиевой в случае азербайджанских текстов и послов Копыркина и Бюльбюль-оглы в армянских. Барабанная дробь. Иосиф Сталин. Не могу ручаться за точность, но насколько хватает моей эрудиции, готов убеждать читателя: эти 200 человек в обоих списках, политики, бизнесмены, дипломаты, чиновники, эксперты, военные, депутаты и певцы, все живы. За исключением двух этих умерших людей (компанию советскому вождю составляет немецкий фюрер). Хотя теперь и это утверждение кажется мне дискуссионным. 10 ключевых сюжетов азербайджанского списка: «Эрдоган обвинил Армению в оккупации территорий Азербайджана», «Никол Пашинян не исключил признания независимости Нагорного Карабаха», «»Трагическая случайность»: военные Азербайджана сбили российский вертолет над Арменией», «Пашинян объяснил, кто виновен в ситуации вокруг Нагорного Карабаха», «На границе Азербайджана и Армении не утихают стычки», «В Карабахе опровергли информацию о ранении президента республики», «Трамп заявил о соблюдении режима тишины в Нагорном Карабахе», «МИД РФ призвало Армению и Азербайджан прекратить огонь в Карабахе», «Перемирие в Карабахе | Российский контингент в регионе | Ситуация в Армении и Азербайджане», «Азербайджан готов продолжить войну в Карабахе, а Армения просит признать НКР». Первая десятка с упоминаниями Армении: «Эрдоган обвинил Армению в оккупации территорий Азербайджана», «Никол Пашинян не исключил признания независимости Нагорного Карабаха», «»Трагическая случайность»: военные Азербайджана сбили российский вертолет над Арменией», «Пашинян объяснил, кто виновен в ситуации вокруг Нагорного Карабаха», «»В городе пока тихо»: обстановка в Ереване после протестов спокойная», «На границе Азербайджана и Армении не утихают стычки», «Перемирие в Карабахе | Российский контингент в регионе | Ситуация в Армении и Азербайджане», «Турция сбила армянский штурмовик Су-25, — Минобороны Армении», «МИД РФ призвало Армению и Азербайджан прекратить огонь в Карабахе», «В Ереване возобновился митинг с требованием отставки Пашиняна». Не нужен долгий анализ, чтобы понять, что большинство освещаемых тем совпадает: сложно в 2020 году представить тексты об Армении без Азербайджана и наоборот. Если визуализировать частотность упоминаний стран в виде графиков, это будут две параллельных линии с постоянным доминированием Азербайджана. Причём эта разница увеличилась в октябре, когда наступил перевес на фронте, и не менялась до конца года. СКАН сильно корректирует выводы по итогам анализа LexisNexis. Российские медиа по-прежнему создают больше контента про Армению и Азербайджан, чем они сами (50,1 и 41,2 % соответственно). Но тезис о том, что Армения сильно проигрывает Азербайджану нивелируется тем, что СКАН индексирует армянских источников больше LexisNexis. О противнике страны пишут почти поровну, а про себя Азербайджан заметно больше (45 %), чем про себя Армения (32 %) – эта тенденция подтверждается и российской, и американской базой. Наконец, я решил посмотреть, насколько эффективна информационная политика стран в среднем измерении конкретных медиа. Для этого долю материалов про самих себя я разделил на количество армянских и азербайджанских источников. Получилось, что в среднем один армянский источник в 2020 году создавал 0,23 % текстов на русском, один азербайджанский 0,38 % — разница в 1,7 раза. Это число можно считать показателем превосходства азербайджанского продвижения своей позиции в медиапространстве над армянским с точки зрения частотности. К тому же азербайджанские медиа, находящиеся в топе списка, пишут намного больше про свою страну, чем медиа из армянского топа про свою. И доля России в создании контента про Армению больше, чем про Азербайджан. Все эти факты позволяют, во-первых, подтвердить выводы, которые я делал в предыдущем тексте по данным американской базы, во-вторых, вывод о том, что Азербайджан в информационном пространстве работает гораздо эффективнее Армении.

Токарев Алексей

Старший научный сотрудник ИМИ МГИМО