Информационная война – 3. Армения и Азербайджан в прессе на русском языке
С.н.с. ИМИ МГИМО
Алексей Токарев
на основании исследования российской базы СКАН Интерфакс подтверждает выводы по данным американской базы и при помощи цифр объясняет, кто успешнее в информационной политике, Армения или Азербайджан.
После публикации предыдущей колонки об информационной войне Армении и Азербайджана в русскоязычном пространстве ко мне обратился главный редактор одного из крупных информационных агентств с вопросом, почему их массмедиа не представлено в базе LexisNexis (это была не обида, а дружеская критика). Я переадресовал его вопрос американцам, но сам задумался о репрезентативности их базы данных.
База СКАН российского медиагиганта «Интерфакс» индексирует 53 000 источников (американская LexisNexis, напомню, 35 000, а российская «Медиалогия» — 61 000). Объективный недостаток СКАНа, явным образом ограничивающий полёт моей исследовательской фантазии, — использование преимущественно русского языка. Там есть и другие, например, некоторые языки стран СНГ. Но максимум ресурсов индексируется именно на русском. К примеру про Азербайджан за последние 20 лет в СКАНе хранится 5 896 010 сообщений на всех языках. 5 635 902 (96 %) написано на русском. Поэтому я второй раз расскажу о русском языке как инструменте информационной войны между кавказскими народами.
СКАН в сравнении с LexisNexis охватывает информационное пространство шире. Если детище американских айтишников давало мне 83 000 текстов про Азербайджан и 72 000 про Армению, то СКАН за 2020 год проиндексировал более 1 миллиона текстов про каждую из стран (про Азербайджан на 20 % больше). Но эти голые цифры не позволяют делать выводы об информационной повестке. Они означают лишь то, что тексты о кавказских государствах СКАН индексирует примерно в 10-11 больше, чем LexisNexis. Поэтому я вообразил себя Микеланджело, вооружённого не долотом, а тачпадом, и начал отсекать лишнее.
Сначала я попросил СКАН показать мне те сюжеты, где Армения и Азербайджан представлены в главной роли, а не упоминаются мимоходом. Таковых оказалось примерно в 2,5 раза меньше. Потом СКАН продемонстрировал сенситивный анализ – система автоматически маркирует стилистику публикации (позитивную/негативную/нейтральную). В процентном соотношении от числа текстов с главной ролью про Армению оказалось 3,5 процента позитива и почти 10 процентов негатива, про Азербайджан почти 5 процентов позитива и 13,3 процента негатива. Получается, что и в абсолютных цифрах про Азербайджан пишут больше, и в относительных публикации о нём эмоциональнее, чем об Армении, хотя эта разница незначительна. Эти выводы по данным российской и американской баз совпадают.
Всего сообщений о стране
У страны главная роль
Позитивные публикации (главная роль)
Негативные публикации (главная роль)
После применения фильтров
Армения
1 070 646
416 097
14 568 (3,5 %)
40 847 (9,81 %)
178 986
Азербайджан
1 291 914
470 386
22 270 (4,73 %)
62 752 (13,34 %)
212 177
Поисковый объект
Всего источников
Всего сообщений (после применения фильтров)
Источников из страны
Страна о себе
В среднем национальное медиа создало текстов
Страна о противнике
Россия о стране
Тройка персоналий
Ключевые медиа
Армения
5 919
178 986
143
57 704
(32,2%)
0,23 %
21 805
(12,2 %)
89 676 (50,1%)
Пашинян 43620
(24,4 %),
Алиев 20232
(11,3 %), Путин 17582
(9,8 %)
Sputnik Армения 7926 (4,4 %) Арменпресс 5581 (3,2 %)
Азербайджан
5 143
212 177
119
95 913 (45,2%)
0,38 %
25 102
(11,8 %)
87 435
(41,2%)
Алиев 45 918 (21,6 %), Пашинян 18 140
(8,5 %),
Путин 15 909 (7,5 %)
Day.az 14524
(6,8 %), Oxu.az 10855
(5,1 %)