«Север-Юг» в Абхазии

Школа журналистского мастерства, организованная российским Политологическим центром «Север-Юг» при поддержке медиа-клуба «Айнар», состоялась в Сухуме с 22 по 24 апреля. В течение трех дней студентам отделения «Журналистика» Филологического факультета АГУ, а также работающим журналистам провели мастер–класс преподаватели российских вузов, опытные журналисты и политологи.  Директор политологического центра «Серев-Юг» Алексей Власов прочитал лекцию «Информационная картина Южнокавказского региона»; военный корреспондент, главный редактор Телерадиовещательной организации Союзного государства (Россия -  Беларусь) Александр Минаков рассказывал о подготовке и ведении он-лайн репортажа»; вице-президент Компании развития общественных связей Ольга Пескова говорила о медиа vs PR: единстве и борьбе противоположностей; руководитель Международного совета Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI), историк Геннадий Бордюгов говорил об информационном образе страны, запросах власти и общества. А также лекцию прочитал профессор факультета международной журналистики РУДН Юрий Тавровский на тему «Создание тематических программ на радио, телевидении и в печатных изданиях по международной тематике» и обозреватель журнала «Итоги» Кирилл Привалов рассказал о вызовах времени в контексте актуальных проблем печатной журналистики и понятиях профессиональной ответственности в пространстве русофонии. Студентка факультета политологии МГУ Дарья Лялюлина провела «уроки дружбы» в двух сухумских школ №2 и №10. Гости из России посетили Школу-интернат в городе Очамчира, подарили детям телевизор, сладости и в Сухуме, в Доме русской книги, состоялась презентация книг российских историков.

По итогам работы  директор политологического центра «Север - Юг» Алексей Власов дал интервью члену медиа-клуба "Айнар" Анаиде Гогорян.
-Алексей Викторович, расскажите о политологическом центре «Север-Юг», как и когда он был создан, какие были поставлены цели?
-Политологический центр «Север-Юг» был образован вначале 2012 года группой сотрудников исторического факультета МГУ. В попечительский совет неправительственной организации входят ректор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент Российской Академии наук Ефима Пивовар. Нас поддерживает декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Российской академии наук Сергей Карпов. Цель создания организации – это развитие профессиональных и молодежных коммуникаций со странами Южного Кавказа. Сейчас рассматриваем вопрос расширения поля деятельности структуры не только на Южном Кавказе, но и, возможно, в Центральной Азии. Мы планируем, прежде всего, проводить мероприятия, связанные с развитием профессиональных навыков журналистов, политологов, историков в формате школ. Как мы видим, в Сухуме проходит школа журналистского мастерства, до этого аналогичные школы прошли в Баку, в Ереване, в Цхинвале. Проведение круглых столов и научных конференций. Приглашения на стажировки молодых, талантливых специалистов из стран Южного Кавказа в российские информационные агентства и ведущие высшие учебные заведения страны. Мы запустили страничку в социальной сети «Фейсбук» и запустили сайт политологического центра «Север-Юг». После нашего окончания визита в Абхазию, мы планируем в середине мая вместе с агентством «РИА-новости» провести школу молодых журналистов в Екатеринбурге, куда приедут, в том числе, молодые ребята из Абхазии, Южной Осетии. То есть напряженная, интенсивная работа, основная ее цель – это создание позитивного образа России в странах Южного Кавказа. Нас уже стали подзабывать, даже в Абхазии. И создание сетевых коммуникаций с молодыми профессионалами в самых разных сферах: и журналисты, и историки, и политологи, социологи и специалисты других профессий. Планы амбициозные, но я надеюсь, что при поддержке наших ведущих вузовских структур, прежде всего исторического факультета МГУ, эту миссию мы сможем выполнить.
- В Абхазии среди преподавателей школы было больше политологов, чем журналистов, это связано с тем, что ваш центр политологический?
-Нет, связано с реакцией местного профессионального сообщества. В Армении не было политологов, были только журналисты. В Цхинвале было 80% журналистов и 20% политологов. В Азербайджане была ситуация, близкая к той, какая была в Сухуме. То есть это зависит от страновой специфики и от наших партнерских структур. В Абхазии нашим партнером выступал Медиа-клуб «Айнар», я думаю, что скорее те люди, которых приглашали наши партнеры в Абхазии, видимо, в большей степени заинтересовались именно политологи. Возможно, это связано с какими-то другими обстоятельствами. Но, действительно, я обратил внимание, еще один момент, нигде не было так много студентов. В Азербайджане студентов не было, были только молодые журналисты, имеющие опыт работы в крупных информационных агентствах и печатных изданиях. А в Абхазии из 35 человек только пятеро имели опыт профессиональной работы. Это не наши цели, скорее страновая специфика. А дальше мы собираемся осенью этого года в Сочи провести общекавказскую школу журналистики с прицелом на участие молодых, талантливых журналистов в освещении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.
-Каковы ваши впечатления от школы?
-Мне кажется, что школа вызвала большой интерес у молодых абхазских журналисток, потому что ребят намного меньше, чем девушек. Им интересно, у них возникло какое-то новое восприятие российских экспертов и специалистов в медиа-сфере. Иногда нашим коллегам не хватает умение опуститься на грешную землю и понять, что вокруг них ходят живые люди, которые, прежде всего, интересуются не только профессиональными навыками, элементарно простым человеческим общением. Очень хорошо, что в рамках школы такого общения было много. И это было очень приятно, что была заинтересованность, задавали вопросы, было видно, что это волнует не по домашней заготовке, а именно потому, что это им интересно. Я думаю, что это и есть результат. Плюс мы еще в рамках каждой школы проводим гуманитарные миссии. В Абхазии мы посетили в г. Очамчира школу-интернат, провели уроки в сухумских средних школах №2 и №10. Меня тронуло посещение школы-интерната, во-первых, там отстроено великолепное здание. Во-вторых, было видно, насколько преподаватели рады приходу своих коллег из московского университета. Проблем много, учебников не хватает, я заходил, видел, что обучаются по старым учебникам геометрии, по которым еще я в семидесятые годы учился. Это, конечно, о многом говорит. Но, в тоже время, это говорит о том, что помогать и сотрудничать нужно в том числе и через гуманитарные контакты. В русскоязычный сектор нужно направлять хорошие учебные пособия. Мы посетили Дом русской книги, великолепное здание, красивая литература, но там мало учебников, нужно продумать, как через министерство образования, может под патронажем российских вузов оказывать содействие не только школе-интернату, но и абхазским школам в решение проблем учебной литературы. Это как гармошка, начинаем с коммуникации с молодыми журналистами, но эта ниточка тянет весь спектр проблем, существующих в гуманитарной сфере, существующих в сфере отношений между Россией и Абхазией.
- Грузинские СМИ тут же отреагировали на проведение школы, назвали пропагандой, хотя проект гуманитарный, как вы это прокомментируете?
-Мне показалась, что уже неоднозначная реакция со стороны грузинских СМИ, есть издания в грузинской диаспоре в России, в которых дается позитивная оценка этой миссии. Почему? Потому что люди, которые незашорены пропагандийскими штампами – ну какая здесь пропаганда, по большому счету? Наверное, пропагандой можно считать, что российские политологи, журналисты приехали, общаются с абхазскими коллегами. Но если это пропаганда – то я за такую пропаганду. Никто не навешиваю ни одного штампа ни на Грузию, ни на другие страны южнокавказского региона. Мы пытаемся дать абсолютно трезвую оценку, естественно, со стороны интересов России, но никого не задевая никого не обижая. Ну, например, я не могу въехать в Грузию по известным причинам, лишен возможности побывать на территории этой страны. Но у меня не вызывает какое-то чувство антипатии то, что кто-то из грузинских коллег высказывает свою точку зрения. почему они отказывают нам в праве говорить, общаться с абхазскими журналистами? Мне кажется, что это методологически ошибочно.
- Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, во вторник, выступая на весенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), пообещал абхазам и осетинам, что не повторит ошибки предыдущих властей и не будет использовать силу против них. Т.е. это новая стратегия в отношении Абхазии и Южной, как вы думаете, что все-таки меняется в политике Грузии?
-Я думаю, что говорить о серьезных, кардинальных переменах пока преждевременно. Другой вопрос, что динамика обсуждения внутриполитического класса теме Южной Осетии и Абхазии заметно увеличилась. Обратите внимание, буквально каждый день идут какие-то инициативы. Очень активно выступает Паата Закарейшвили, депутатский корпус, правда, в основном «Грузинская мечта», со стороны «Единого национального движения» таких новых подходов пока что не видно, но все-таки, это безусловно плюс. Потому что в любом случае есть люди, готовые разговаривать, значит, уже есть площадка для диалога. Второй момент то, что изменение законопроекта на пребывание на т. н. «оккупированных территориях» - это тоже можно расценивать как попытку снизить накал страстей вокруг этого драконовского закона, по которому страдали люди. Это половинчатая мера. А третий, важный момент, связан с тем, что тема Южной Осетии и Абхазии важна для оценки нынешней ситуации в Грузии, но по большому счету проблем, у Иванишвили гораздо больше проблем, связанных с внутриполитическими, внутриэкономическими проблемами в самой стране. Поэтому у меня есть ощущение, что он меняет риторику, пока у него руки не доходят до того, чтобы вплотную задуматься над тем, а какого будуше отношений с Абхазией и Южной Осетией. То, что смягчается риторика – это хорошо, но каких-то концептуальных, кардинальных подходов я не вижу со стороны «Грузинской мечты» и Бидзины Иванишвили. Давайте не будем спешить с выводами.
Я бы хотел добавить, что в отношениях между Россией и Абхазией больше ставку надо делать помимо экономики, безопасности, политики, на взаимодействие гражданского сектора. Я имею ввиду не столько НПО, сколько вузовские структуры, профессиональные сообщества, молодежные организации. Я посмотрел ситуацию, вижу, что отношение к России очень хорошее, хотя наше присутствие информационное и гуманитарное могло бы быть значительно больше. Это и есть тот канал коммуникации, который формирует привлекательный образ России, не только в Абхазии, в любой точке постсоветского пространства. Над этим нужно задуматься прежде всего нам. Конкретное предложение, которое мы сделали, готовы из МГУ приезжать профессора, в университете читать курсы в течение недели, редкие, те, что разработаны в единственном экземпляре. Хотя бы раз в два месяца. Это что сложно? Неужели люди не поедут в Абхазию, особенно в апреле, мае, когда великолепная погода, совместить приятное с полезным, пообщаться с молодежью. Поэтому по возвращении в Москву, будем думать, может быть в Сухуме открыть Русский гуманитарный центр. У нас есть такой аналог в Бишкеке. Центр был бы кроме Дома русской книги центром притяжения нашей гуманитарной среды. Если есть поле для коммуникации, сразу возникают все ответы на заданные вопросы. Представительство нашего центра «Север-Юг» мы открываем в Баку, завершается процесс оформления документов. Это тяжелый, бюрократический процесс. Не обязательно идти на открытие филиалов, можно заключить соглашение с абхазским или медиа-центром, или авторитетным изданием для того, чтобы на постоянной основе вести обмен информацией и проводить совместные мероприятия. Потому что в информационном плане это тоже проблема. Абхазия слабо представлена в информационном пространстве России, но и Россия хотела бы, чтобы более достоверно, более точно было поле информации о том, что у нас происходит, каковы причины тех или иных событий. Это можно только на основе постоянных контактов со СМИ и с теми, кто координируют работу абхазских СМИ. Это тоже одна из наших задач, поэтому я думаю, что в течение лета в этом направлении какие-то шаги удастся сделать.