К чему Токаев готовит казахстанцев? Разбор тезисов президента

15 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с обращением к новому составу мажилиса. Какие тезисы обозначил перед парламентариями Токаев и как посыл президента трактовать – в продолжении разбора Вячеслава Щекунских. К работе над ошибками в социалке пока не готовы Социальный блок выступления Токаева менее информативен, чем политические планы.

Так, говоря о системе образования, президент отметил: «Нынешние дети и молодежь будут определять рынок труда Казахстана к 2050 году. Именно от их конкурентоспособности зависит благополучие страны в будущем. Настоятельная задача – сократить разрыв в качестве образования между различными социальными группами и регионами. На данном этапе развития требуется новая политика по переобучению и постоянному совершенствованию навыков работников. В этих целях предстоит разработать и реализовать специальный национальный проект» .
Для реализации таких тезисов требуется серьезный футуристический анализ и огромная работа по изучению методической базы средней и высшей школы. Как результат – новая унификация методик для общеобразовательных и среднеспециальных учреждений, возможный пересмотр перечней вузовских специальностей и программ. Кстати, в той же сфере необходимо изучение актуальности научной и практической базы высшей школы, ее интеграция с потенциальными заказчиками. В системе здравоохранения авторы выступления смогли лишь озвучить очевидное – необходимость развития превентивной медицины . В Казахстане до пандемии какие-то меры этого процесса уже были внедрены, например, в виде регулярных скринингов. В сфере социального обеспечения предлагается перезагрузить политику и усилить адресность государственной помощи. Для понимания этих инициатив Токаев адресует аудиторию к разрабатываемому Социальному кодексу. А что же все-таки с пенсиями? В конце декабря президент подписал закон, предполагающий частичное снятие пенсионных накоплений гражданами Казахстана.
Помимо этого, в своем парламентском выступлении он декларировал очевидное: пенсионная система должна быть справедливой, устойчивой, отвечать интересам людей. В качестве решения этих задач предлагается предоставить гражданам возможность управлять своими накоплениями через различные инструменты.
Это, видимо, будет отражено в разрабатываемой Концепции дальнейшего развития пенсионной системы. За этим документом должны последовать многие законодательные и институциональные инициативы. Так, для упомянутой возможности управления накоплениями нужно либо расширение возможностей Единого пенсионного фонда , который и так критикуют за его аппетиты и непрофессиональную инвестиционную деятельности. Либо это должен быть новый виток децентрализации с переводом накоплений в частный сектор, который однозначно будет более приспособлен для реализации инвестиционной среды в плане управления вкладами. И то, и другое упирается в необходимость законодательных, цифровых, просветительских и прочих инициатив, в ходе реализации, которых можно получить размытие пенсионных накоплений и в результате – ожидаемый национальный конфликт. Деликатно к вопросу можно подойти только при неприкосновенности пенсионных вкладов и их инвестиционной составляющей. Экономика и регулирование «с чистого листа»? Президент дал указание еще не сформированному правительству продолжить контрцикличную макроэкономическую политику , направленную на поддержку экономической активности. Как сочетать это с локдаунами – не сообщается. Между тем, новому кабмину в рамках совершенствования фискальной политики предстоит провести ревизию Налогового кодекса с точки зрения его упрощения, стимулирования деловой активности и конкуренции. Также без наполнения смыслом остались такие тезисы, как необходимость «сфокусировать внимание на поддержке малого и среднего бизнеса» и «создание благоприятных условий для ведения бизнеса» . Судя по словам Токаева, правительству вновь назначенного Аскара Мамина предстоит разработать механизмы поддержки предпринимательства, основанные на п ринципиально новой регуляторной политике. Это так называемое регулирование с «чистого листа» , которое значительно снизит издержки по открытию и ведению бизнеса. Токаев утверждает, что соответствующий указ подписан им в конце 2020 года. Хотя, как утверждают рейтинги Doing business , казахстанские успехи в этом направлении и так соответствуют многим нормам других стран. Нацхолдинги перестанут «кормить»? Говоря о государственной экономике, президент полагает, что надо продолжить и завершить начатую ранее программу приватизации , пересмотреть миссию, роль и функции квазигосударственного сектора – и этим уменьшить роль государства, как собственника и регулятора. Судя по всему, если смелое указание президента будет реализовано, то трансформации и модернизации в национальных холдингах, которые приносили огромные доходы иностранным консультантам и их казахстанским партнерам, потеряют свой смысл. Но очевидно, что вся пищевая цепочка напоследок, в процессе приватизации, получит немалые калории. Что же касается госактивов, то опыт по их приобретению у казахстанских крупных инвесторов уже приобретен в ходе предыдущих приватизаций. Видимо, следует ждать прежде всего продажи активов «Самрук-Казына». Модернизация в массы Важным, по существу, стало сообщение о ряде инфраструктурных начинаний. Так, приоритет будет отдан совершенствованию инфраструктуры, связывающей регионы, города, районы и села. Планируется модернизовать более 3500 деревень по новым стандартам. Дороги к каждому поселку и магистрали республиканского значения, являющиеся опорой окрестных населенных пунктов, будут отремонтированы на 100%. Операция «индустриализация» В истории современного Казахстана было уже множество нац- и госпрограмм, ориентированных на индустриализацию. Вот и новый президент заговорил о том, что требуется завершить первичную индустриализацию страны.
В плане этой он апеллирует к проекту закона «О промышленной политике», в котором должно быть отражено следующее: «промышленность нашей страны должна быть гибкой и адаптивной к текущим изменениям».
Планы на будущее Судя по всему, весь экономический блок реформ предполагается обсудить на ближайшем заседании Высшего совета по реформам 29 января . В том числе планируется одобрить принципиально новую Систему государственного планирования, актуализированный Национальный план развития страны до 2025 года, а также новую концепцию государственного управления. Кроме того, Токаев поручил Правительству до конца первого полугодия обеспечить трансформацию госпрограмм в Национальные проекты , как в свое время это было сделано в России. Будет ли это простое переименование, либо полный пересмотр и оптимизация программ – скоро поймем. Поддержка молодежи Президент сообщил, что «Правительство приняло комплексный план поддержки молодежи на 2020 год». Отчета по этим мерам пока не было. Также готовятся национальный проект «Поколения независимости», законы о государственной молодежной политике и волонтерстве. Планируется законодательно закрепить понятие «молодежные социальные услуги», а также внедрить «Индекс развития молодежи». По этому индексу будут оценивать работу местных исполнительных органов. Опыты подобных индексов уже были в Казахстане. О них успешно забыли. И вот – опять. Авторы доклада Токаева, видимо, торопились. И к молодежной политике вдруг прислонили чисто предпринимательский стимул, о котором президент сказал вскользь: «Главный приоритет – систематическая поддержка благотворительной деятельности. Стимулы в этой области должны быть простыми и понятными. Соответственно, следует предоставлять различные льготы предприятиям и частным лицам, участвующим в благотворительных акциях и волонтерских проектах». ИАЦ МГУ Вячеслав Щекунских