Юрий Кофнер: за чем будущее Евразийской интеграции?

11 декабря главы государств ЕАЭС одобрили Стратегию ЕАЭС до 2025 года. По данным ЕЭК, в документе определены механизмы сотрудничества в таких новых, не предусмотренных ранее Договором о ЕАЭС, сферах, как образование и наука, туризм, спорт и здравоохранение. За развитием каких областей – будущее ЕАЭС? Своим мнением с Ia-centr.ru делится Юрий Кофнер, младший экономист MIWI (Институт рыночной интеграции и экономической политики, Германия). На последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета президенты стран-ЕАЭС утвердили Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В мае документ уже рассматривался главами государств, но был отправлен на доработку. С того времени к рассмотрению было представлено еще 36 предложений. Окончательный вариант Стратегии приняли 11 декабря. Сегодня у Евразийского союза, как и у любого интеграционного объединения, есть два пути развития – негативная и позитивная интеграции. Негативная интеграция , согласно экономической теории, предполагает устранение национальных барьеров для оформления рынка больших масштабов. В случае же с позитивной интеграцией государствами-участниками создаются новые формы объединений. Так, например, единая валюта – это позитивная интеграция, отмена визового контроля – негативная. Последние пять лет ЕАЭС занимался в основном негативной интеграцией – снятием тарифных и нетарифных барьеров к взаимной торговле. Конечно, в этом направлении объединение достигло определенных успехов, но потенциал взаимной торговли государств-членов ЕАЭС так и не был реализован. В адрес объединения часто звучит критика именно по причине низких показателей взаимной торговли. Есть мнение, что снятие барьеров внутри ЕАЭС происходит не так быстро, как хотелось бы. Поэтому Евразийский союз должен усилить свою работу по устранению нетарифных барьеров во взаимной торговле и продолжить традиционную линию т.н. негативной интеграции. Тем не менее, странам-участницам объединения необходимо заниматься позитивной интеграцией для улучшения интеграционного эффекта для государств-членов, бизнеса и граждан стран ЕАЭС. Так, страны-ЕАЭС могут создать новые институты наднационального уровня, которым будут переданы определенные компетенции. В экономической теории это называется « предложением общественных благ ». Примерами общественных благ являются такие области, как оборона, наука, инвестиции в инфраструктуру – то, за что обычно отвечает само государство, и что может передать на наднациональный уровень. Однако, чтобы предлагать общественные блага на уровне ЕАЭС, странам необходимо перевести денежные средства со своих счетов на наднациональные, откуда впоследствии может финансироваться само общественное благо. Здесь появляется проблема различных национальных интересов государств-членов – хотят ли они вкладываться в общие общественные блага, нужны ли они им? По моему мнению, успех интеграции все же зависит от уровня позитивной интеграции в объединении, так что создание общественных благ на наднациональном уровне – ключ к развитию союза. Какие общественные блага наиболее актуальны для ЕАЭС? С одной стороны, это могут быть инфраструктурные проекты, финансированием которых занимается ЕАБР, с другой стороны, странам выгодно развивать научное сотрудничество. По моему мнению, сегодня ЕАЭС уже может финансировать научную отрасль как наднациональное общественное благо. Для этого необходимо создать «Евразийский венчурный фонд» (ЕВФ) под управлением Евразийского банка развития, который будет предоставлять гранты для фундаментальной науки и венчурный капитал для инновационных стартапов. Если такой фонд будет создан в 2021 году, то уже к 2026 году общая сумма грантов, предлагаемых ЕВФ, может превысить 70 миллионов долларов США, а его текущий портфель венчурных инвестиций – почти 1 миллиард долларов США. Для финансирования фонда необходимо будет вычесть только 1 процент от общей суммы ввозных таможенных пошлин, ежегодно взимаемых ЕАЭС. Согласно проведенному мной исследованию , гранты и инвестиции фонда для конкретных стран могут увеличить средние расходы на научную деятельность в России на 1,8 %, в Беларуси на 20%, в Казахстане на 40 %, в два раза – в Армении, в три раза – в Кыргызстане. Благодаря деятельности предлагаемого Евразийского венчурного фонда, темпы роста ВВП Российской Федерации в 2023 году могут быть выше на 0,2-0,7 %, Беларуси – на 2-8 %, Казахстана – на 4-16 %, в Армении – на 10-40 %, в Кыргызстане – от 30 до 120 %. Для успеха проекта также важно, что научное сотрудничество – сфера, против которой ничего не имеют против даже самые ярые критики евразийской интеграции. По аналогии, если мы посмотрим на ситуацию в Европейском Союзе, то даже те партии, которые выступают за роспуск Евросоюза, согласны сохранить научное сотрудничество в рамках объединения – потому что это выгодно. По данным представленного исследования и анализа статуса евразийской интеграции, считаю, что научное сотрудничество – разумный выбор для нового витка развития евразийской интеграции. © ИАЦ МГУ