Фейковая информация и ее влияние на общество. Ч.2

Узбекские и зарубежные эксперты – участники круглого стола о влиянии фейковой информации на общество, организованного Центром переподготовки журналистов (ЦПЖ) Узбекистана, продолжают дискуссию по актуальным аспектам темы. - Все время, сколько существуют СМИ, существует и дезинформация. В чем ее особенность? Фейки, онлайн-булинг, троллинг –  чем опасны эти явления для современного общества? Наргис Касымова: к.ф.н., журналист, медиа-тренер ЦПЖ Стратегия информационных войн всегда направлена на “зомбирование” общественного сознания. Вместе с тем понятие “фейк  ньюс” вошло в наш обиход относительно недавно. Ложная информация, влияя на духовное состояние реципиентов, затрудняет их понимание, где правда, а где ложь,  служит формированию искаженных представлений и мнений в обществе. Фейки, как правило, создаются на основе  конфликтов. И главной целью распространения фейковой информации является стремление заставить аудиторию поверить в ложь, посеять недоверие, спровоцировать дестабилизацию ситуации. Отсутствие критического мышления, навыков “фактчекинга” и некоторые иные особенности психики человека зачастую делают его слепым в потоке ложной информации. Поэтому было бы серьезной ошибкой считать, что фейковая информация – явление безобидное и безопасное. Фейки превратились в эффективный инструмент манипуляции и стали серьезной проблемой. Эта тема должна серьезно исследоваться и анализироваться экспертным сообществом и, конечно, представителями СМИ, традиционной журналистики, чья миссия – обеспечивать достоверную и объективную картину событий. Может ли считаться недопущение фейков, распространения языка вражды и ненависти в СМИ, ограничением свободы слова? Герхард Биркл (Германия), гл. редактор популярного интернет-сайта www . uzbekistan . online . de Согласно толкованию словаря  DUDEN, под Fake News в печатных и электронных СМИ имеется в виду распространение ложной информации в манипулятивных целях. С учетом постоянно растущего числа пользователей социальных сетей и огромного потока информации журналистам становится все труднее отличить реально происходящие события от ложной информации. Здесь речь идет о понимании того, кто, когда и с какой целью распространяет “горячую” информацию. Журналисты должны очень быстро и основательно реагировать на происходящие вокруг нас события и информировать аудиторию по-деловому, объективно и компетентно. Необходимо перепроверять контент на соответствие действительности, оценивать, не является ли информация преднамеренно ложной или искаженной. Столетиями в мире распространяются различные «сказки», как в хорошем, так и в плохом смысле. В любом случае, они имеют определенные цели. К сожалению, сегодня зачастую во многих СМИ существует правило «чем негативнее, брутальнее информация, тем больший интерес она вызывает». Долг ответственного журналиста – идентифицировать такую информацию и использовать инструменты фактчекинга: обратить внимание на данные источника, контакты сайта, его владельца, был ли подготовлен материал реальным автором, проанализировать контент информации, источники и цитаты, фото и видео. Для каждого серьезного журналиста также важно соблюдение профессионального этического кодекса. Германский Союз прессы так определяет задачи прессы: «Свобода прессы, закрепленная в Основном законе Федеративной Республики, включает в себя независимость и свободу информации, выражения мнений и критики. Издатели и журналисты должны осознавать ответственность перед общественностью и сохранять приверженность репутации прессы в своей работе. Они выполняют свою публицистическую задачу справедливо, в меру своих знаний и совести, без влияния личных интересов и материальных мотивов. Публицистические принципы конкретизируют профессиональную этику прессы. Она включает в себя обязанность поддерживать принципы прессы в соответствии с Конституцией и конституционными законами и выступать за свободу прессы. Правила защиты редакционных данных применяются в прессе в той мере, в какой она собирает, обрабатывает или использует персональные данные в журналистско-редакционных целях. От исследования до редакции и  опубликования, от сбора документации до архивирования этих данных пресса соблюдает уважение к  личной жизни, интимной сфере и соблюдает право на информационное самоопределение человека. Профессиональная этика признает за каждым право подавать жалобу на прессу. Жалобы считаются обоснованными, если нарушается профессиональная этика». Эта преамбула является составной частью этических норм. И з Кодекса этики Германского Союза прессы https://www.presserat.de/pressekodex.html Наш портал USBEKISTAN-ONLINE.De был создан в 2014 г. и прочно стоит на позициях этической, моральной и авторитетной журналистики. Целью платформы является освещение сотрудничества для дальнейшего развития дружбы между Узбекистаном и Германией. Успех нашей работы – постоянно растущая аудитория, численность которой на сегодня составляет более 4,7 млн. человек. Он вполне объясним: мы следуем лозунгу «Честность сохраняет авторитет»! - Почему люди верят информации, которая очевидно является ложной ? Гульрух Муминова ,журналист газеты “Зарафшон” (Самарканд) Действительно очень часто люди слепо верят ложной информации.  Во многом это обусловлено тем, что официальная информация не всегда публикуются своевременно и в достаточной степени открытости. Фейки, напротив, быстро распростроняются в социальных сетях. И пока вскроется правда, людей уже трудно переубедить в обратном. Как в ы думаете, дезинформация, фейковые новости – это угроза демократии, правам человека? Питер Ду Туа,медиа-эксперт (ЮАР) Несомненно! Когда люди сознательно распространяют дезинформацию и фальшивые новости, они наносят ущерб демократическим процессам. Преднамеренное продвижение фейковых новостей создает ситуации, в которых аудитория уже не знает, чему верить, чему не верить. Это приводит к тому, что даже когда журналисты проводят глубокие расследования, раскрывающие важные истины, аудитория не знает, можно ли им доверять. А это в свою очередь имеет серьезные последствия для демократий, которые полагаются на информированную общественность. То же самое можно сказать и о нарушениях прав человека. Журналисты могут играть ключевую роль в предотвращении злоупотреблений, разоблачая вред от фейков, чтобы виновные были привлечены к ответственности. - Законодательство по урегулированию фейков, распространения языка вражды и ненависти в СМИ может ли повлиять на рейтинги любого государства в свободе слова и прессы? Ольга Диденко, Региональный консультант по медиазаконодательству, Интерньюс в Казахстане Все, что касается ответственности за распространение ложной информации,  языка вражды и ненависти – это ситуации, когда человек злоупотребляет свободой выражения, свободой слова. Ответственность за это предусматривается во всех странах. Никто не спорит с тем, что это опасные действия для общества, которые могут причинить непоправимый вред. Как это все связано с журналистикой, основной этический принцип которой –  проверка информации, баланс мнений и точек зрения, разграничение фактов от суждений и оценок, непредвзятость и аполитичность журналистов?  Будут ли СМИ сознательно нарушать этические принципы профессии, подрывать свой авторитет и лишать себя доверия аудитории?  В большинстве случаев это сложно представить. Тем не менее, немало примеров вокруг, когда СМИ и журналистов, блогеров обвиняют в разжигании ненависти, вражды, распространении фейков.  Почему? Как правило, ответственность за эти действия предусматривает более серьезное наказание, чаще всего, уголовное и угрожающее журналистам лишением свободы, а редакциям СМИ – прекращением их деятельности. Иногда государства злоупотребляют своим правом криминализовать те или иные действия, связанные с реализацией права на свободу выражения. Поэтому международные стандарты уточняют: криминализация свободы выражения допустима только в исключительных случаях, когда речь идет о действительных случаях языка ненависти и вражды. Практически все рекомендации международных организаций призывают страны-участниц ООН использовать уголовную ответственность за распространение информации, как бы она не определялась – ложная, заведомо ложная и т.д –  с большой осторожностью и в исключительных случаях. И, конечно, в международных рейтингах оценивается соответствие национального законодательства международным стандартам в области свободы выражения, в том числе и уровень криминализации свободы выражения, то есть количество уголовных преступлений, связанных со свободой выражения, их применение на практике. И наличие в законодательстве, и частота возбуждения уголовных дел – влияют на рейтинги по свободе слова и прессы. Чем выше уровень криминализации свободы выражения, чем больше уголовных дел по факту распространения информации, тем ниже рейтинг государства. - А как на практике журналисты Интернет -СМИ борются с фейками? Андрей Тешаев, главный редактор АН Podrobno Мы живем в эпоху постправды, когда объективная информация заменяется обращением к эмоциям и личным предпочтениям людей. Здесь все больше работает тезис «важна не истина и факты, а доверие к говорящему, ведь он хороший парень». Также активно обыгрываются двойные стандарты. Пример: Россию обвиняют в отравлении Навального без предоставления фактов, грозятся санкциями, а смерть Джамаля Хашогги выносится за скобки, и лидеры Запада продолжают общаться с властями Саудовской Аравии. В этом плане Узбекистан пока отстает от мирового медийного мейнстрима, но стремительно нагоняет «упущенное». Так, появилось множество различных Телеграм-каналов с типичными названиями – "Новости 24", "Новости про Узбекистан", "Оперативные новости Узбекистана" и так далее, которые откровенно используются для рекламы и других целей. Они не проверяют информацию, для них главное – резонанс, охваты. И здесь слабое звено – безнаказанность, владельца такого канала сложно привлечь к ответственности. Что касается официальных СМИ, то они пока еще стараются действовать по наработанным алгоритмам. После появления какой-либо информации проверяют ее по своим каналам. Если материал не срочный, можно отправить запрос, на который госорган должен будет ответить. Такой же политики сегодня придерживается и наше издание. - Что, на ваш взгляд, было бы разумно предпринять, чтобы не допустить распространения ложной информации? Гульмира Шукурова, гл.редактор научного электронного журнала « FledUz », медиа- тренер Ц ПЖ Глобадльное информационное поле сегодня стремительно меняется. С одной стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий создает невероятные удобства и возможности в жизни человека, с другой –  ставит перед необходимостью решать ряд острых проблем. В числе таких проблем и феномен fake news, потому что, к сожалению, в острой борьбе между правдой и ложью появляются жертвы. В частности, в период пандемии коронавируса так называемая “инфодемия” реально отравляет жизнь людей. Распространение непроверенной информации о болезни, ее лечении, не только не способствует снижению заболеваемости, а, напротив,  приводит к дальнейшему ее распространению. Фйковая информация очень быстро распространяется в обществе как снежный ком. То есть сегодня любая непроверенная информация может стоить человеку жизни. Предупреждение распространения фейковой информации очень сложный процесс. Поэтому для противодействия важно повышать у аудитории “информационный иммунитет”. Для активного и эффективного участия граждан в информационной жизни общества необходимы современные знания и навыки медиаграмотности, культуры потребления информации. Конечно, существует множество онлайн-ресурсов для проверки фактов. Но главное – развивать критическое мышление.