Ч.5. Миг длиною в жизнь...

Продолжение историко-документальной повести Валерия Чхартишвили Побег ​Удобный случай для побега Ясону  представился через месяц после гибели отца Прокопия. Дело в том, что раз в неделю производилась очистка выгребных ям, содержимое которых вывозили в огромных бочках далеко за пределы лагеря. Нужники, естественно, очищались самими заключенными по наряду. В тот раз на это дело был назначен Ясон. Не знаю, стоит ли рассказывать дальше об этой истории, ибо она выглядит настолько фантастической и, простите, дурно пахнущей, что в нее долго отказывались верить компетентные органы, но, годы спустя, нашлись свидетели, подтвердившие факт побега. Короче говоря, наш Ясон придумал вот что: наполнил бочку нечистотами, прихватил с собой полую тростинку, через которую можно дышать, и нырнул в нее. Ну, кому в голову пришло бы тыкать щупом в зловонную бадью при выезде из ворот лагеря. ​Вот таким способом бывший директор школы и воинственный безбожник Ясон Квачадзе оказался в глухом лесу. Очутившись на воле, он снял с себя буквально все и голышом двинулся в сторону востока. Благо погода была теплая, весенняя. Обмылся в попавшемся ручейке, но запах ничем отбить не мог.  Голый и зловонный он вышел к окраине какого-то хутора. Время было предрассветное, хозяева, видимо спали крепко, и беглец забрался на сеновал, где и проспал мертвым сном до вечера. ​По словам Ясона, хозяйка, обнаружив у себя незваного гостя, хотела заголосить, но увидев пригожего и красивого мужика, решила повременить. Не знаю, прихвастнул ли старый плут, рассказывая свою историю, или действительно своим мужским достоинством покорил сердце молодой полячки, но после войны несколько лет подряд из ПНР (тогда так называлась Польша) приходили письма в горную гурийскую деревню. Почти два года прятали поляки у себя беглого грузина, пока советские войска не вошли в Польшу. Органы, как это и следовало ожидать, вплотную занялись делом беглеца, проверяли по всем каналам, подозревая, что в плену его завербовала немецкая разведка. Ясон уже и не надеялся доказать свою невинность, но высшие силы, видимо, не оставили своего хулителя. Совершенно случайно новый следователь СМЕРШ-а, которому было поручено вести это дело вместо погибшего от случайной пули (и тут случай) прежнего следователя, оказался знаком с капитаном Анкудиновым, который и возглавлял подполье в немецком концлагере. Срочно связались с капитаном, и тот подтвердил, что Квачадзе не сотрудничал с фашистами и участвовал в подпольной работе. ​Таким вот, прямо скажем, не совсем обычным образом Ясон оказался не только на свободе, но и вернулся домой с почетом, повоевав до последних дней Великой отечественной войны в составе первого Белорусского фронта.   ​​​ Варвара ​В конце 19-го века в Гурию прибыл один американский импресарио,  а по -нашему делец. Как передают местные старожилы, американца интересовали лихие наездники, а гурийцы издавна были известны своей любовью к скачкам. И, что особенно импонировало американцу, так это то, что и местные девушки не уступали парням в искусстве джигитовки. И вот, в предприимчивом мозгу дельца родилась мысль – а почему бы не устроить показательные выступления молодых гурийских наездников по североамериканским штатам? Слово и дело у них, как известно, следуют один за другим. Сказано – сделано: по гурийским деревням были разосланы эмиссары в поисках добровольцев. ​Надо сказать и то, что выбор на Гурию был сделан не случайно, ибо местные жители, чего греха таить, склонны к авантюрам. Ну какой, скажите, нормальный земледелец бросит свое хозяйство и отправится за химерой к черту на кулички?! На это не пойдут кахетинцы, для которых центр мироздания проходит через их виноградник, и картлийцы не купятся, ибо им их пашни дороже всего на свете, да и сваны с мегрелами не бросят свои стада крупного и мелкого рогатого скота. А вот гуриец легок на подъем. Почему? Может быть, в этом виновато наше географическое местоположение. Область расположена в горах, между Колхидской низменностью и малым Кавказским хребтом. Пахотных земель и пастбищ, как говорится, кот наплакал (крестьянам до сих пор приходится привязывать дойную корову как собаку за веревку у кромки своего поля, чтобы она кукурузу не потравила), а еще повышенная влажность (субтропики все-таки) не дает возможность для развития виноградарства. Одним словом, местные крестьяне не очень-то и были привязаны к своему клочку земли. ​Все это сметливый американец взвесил и сделал гурийцам предложение, от которого они не смогли отказаться. Смельчаков оказалось десятка два (точно никто не сможет сказать), среди которых был Лука Чхартишвили и его дальняя родственница (родственные связи в этих краях до сих пор крепкие) шестнадцатилетняя Варвара. По  грузински эт о имя звучит так – Барбарэ. Деревенский священник, нарекая ее при крещении именем великомученицы Варвары, наверное, надеялся, что это чадо Божье хоть чем-то будет похоже на великую святую, которая в юном возрасте показала миру стойкую приверженность к вере Христовой. Но девчонка с малых лет продемонстрировала совершенно иные свойства своего характера. ​Это была настоящая воительница, предводитель местных команчей, достойная перу Марка Твена. Про ее проказы ходили легенды, ее побаивались даже взрослые парни. Популярность у местной молодежи она заслужила тем, что всегда и всюду защищала слабых. Тяга к справедливости у нее была врожденная, обид никому не прощала и могла, в случае необходимости, постоять и за себя, и за других. ​К пятнадцати годам это была вполне сформировавшаяся бунтарка, с собственным взглядом на жизнь и собственными понятиями о добре и зле. Не хватало лишь идеологической основы, так сказать, крепкой политической платформы. И такая основа появилась. К тому времени (конец 19-го века) по Гурии, как и по всей огромной империи, рыскали различного рода ниспровергатели всяческих устоев. Особенным успехом у гурийцев пользовались социал-демократы, которые в уездном центре Озургети организовали комитет во главе с Махарадзе. Это был довольно образованный и интересный молодой человек, сын священника, учившийся в Тбилисской духовной семинарии, но отчисленный за участие в беспорядках. Свое образование он продолжил в Варшаве (в ветеринарном институте), но и там был признан неблагонадежным и выслан обратно в Грузию. ​С собой он привез массу нелегальной литературы марксистского толка, где говорится, что царствие небесное надо строить не в душе или в каком-то потустороннем мире, как учит этому церковь, рассадник тьмы и невежества, а тут, на земле, сейчас, а не когда-нибудь в отдаленные времена. Вот эта вера и была по душе нашей Варваре, и сотням подобных , которые увидели в идеях Маркса-Энгельса-Ленина новую религию, способную заменить, как им казалось, старое, отжившее и устаревшее Христианство. ​Лихие гурийские наездники и вместе с ними молодая революционерка на корабле, вышедшем  из Батумского порта, направились сначала в Марсель, а затем в Англию. Здесь американский импресарио представил их как … казаков, а Варвару – гурийской княжной (говорят в афише так и было написано – принцесса). Почему именно казаками назвал американец гурийцев можно догадаться: с казаками у европейцев ассоциировалось все первобытное, кровавое, жестокое…  А по поводу гурийцев они ничего и не знали. Так, что тут, как сейчас говорится, ничего личного, просто бизнес. Говорят еще, что на одном представлении побывали даже члены английского королевского дома и подарили участникам шоу какие-то памятные подарки. ​Но Варвара на Запад уехала не за подарками и не за деньгами, а за месяц выступлений импресарио вроде обещал по 50 долларов каждому наезднику (это по тем временам огромные деньги). Девушка подалась на Запад, не в погоне за золотым тельцом, а по идейным соображениям. Ей хотелось там, на месте ознакомиться с передовым опытом устройства жизни по-справедливости, подковаться более основательно и, вернувшись на родину, претворять в жизнь теоретические умозаключения. Что это именно так свидетельствует ее отказ продолжить поездку по североамериканским штатам и обосноваться на время в Англии. Ведь в этой стране издавна находили пристанище почти все желающие мирового переустройства. Не случайно один из главных своих сходок, под названием пятый съезд,  российские социал-демократы, среди которых немалую часть составляли выходцы из Грузии, устроили в начале 20-го века именно там, в Лондоне. Съезд проходил в  здании церкви, на деньги  немецких единомышленников и английских промышленников. ​В столь благодатной среде произошло идейное становление будущего партийного функционера. Через несколько лет Варвара вернулась на родину пламенной революционеркой. Односельчане с трудом узнали ее, поскольку носила она коротко  стриженые волосы, мужскую кожаную куртку, в которой, как они думали, спрятана  если не бомба, то наган уж точно. Между собой крестьяне прозвали ее бомбисткой. Ее побаивались, местные парни сватов к ней не засылали (поговаривали, что у нее уже есть жених, который где-то сидит по политической статье). ​По приезде Варвара развернула бурную революционную деятельность. В успехе гурийского бунта во времена первой русской революции (1905-07г.г.), которая завершилась взятием уездного города Озургети и провозглашением независимой, свободной и демократической Гурийской республикой, есть доля и ее заслуг. Ее избрали в краевой комитет РСДРП. Лично Филипп Махарадзе, впоследствии видный партийный и государственный деятель, который вместе со Сталиным стоял у истоков марксистского движения во всем Закавказье, лестно отзывался о ней, как о преданной дочери трудящегося народа, которая готова принести себя в жертву ради ее свободы. ​Неизвестно как высоко взошла бы звезда Варвары, в смысле ее карьерного роста, если бы не одно казалось бы пустячное обстоятельство – она забеременела. Ну что ж, такое часто бывает, даже с ответственными партийными деятелями. Кто ей заделал ребеночка, точно никто не знает (может быть, тот самый страдалец за народное счастье, который был сослан), а может и высшее партийное начальство, что тоже не исключено, если иметь в виду, взгляды большевиков на семью и прочие условности.