Ж. Тулиндинова: пора развернуть ЕАЭС лицом к рядовому гражданину

Интервью с Жанар Тулиндиновой, казахстанским политологом, главным редактором Информационно-аналитического центра МГУ, участницей Форума молодых лидеров Евразии. - Какие пять достижений интеграционного объединения вам видятся наиболее значимыми за последние 5 лет? - Вы правы, если уж речь идет о пятилетии ЕАЭС, то логично было бы поговорить о пяти достижениях интеграционного объединения, хотя эта цифра во многом условна – можно было бы назвать гораздо больше примеров успеха евразийского интеграционного проекта. В первую очередь следует назвать расширение и одновременное углубление интеграции. За пять лет к евразийской тройке – России, Казахстану и Беларуси – главы которых 29 мая 2014 года в Нур-Султане подписали Договор о ЕЭАС, присоединились Армения и Кыргызстан – таким образом, евразийская тройка была преобразована в пятерку. С 2016 года работает зона свободной торговли с Вьетнамом - в 2017 году товарооборот ЕАЭС с этой страной увеличился на 36,7%, в 2018 г. – на 12,8%. В мае 2018 года были заключены временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ с Ираном, и соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. Наконец, в прошлом году статус страны-наблюдателя в ЕАЭС получила Молдова. Впрочем евразийская интеграция развивается не только вширь, но и в вглубь. Несмотря на всю критику, ЕАЭС сегодня – это второй по глубине интеграции торгово-экономический блок в мире. С 2018 года работает новый Таможенный кодекс ЕАЭС, в рамках которого была внедрена система электронного декларирования, унифицированы процедуры, связанные с попаданием товаров на общий рынок ЕАЭС. Благодаря работе нового Таможенного кодекса ЕАЭС время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в шесть раз, а регистрации таможенной декларации – в два раза. Интеграция охватывает и сферу стандартизации и сертификации продукции - в настоящий момент в ЕАЭС приняты 47 технических регламентов. Еще одно достижение ЕАЭС – это создание благоприятных условий для трудовой миграции и экспорта рабочей силы, а также связанное с этим увеличение денежных переводов физических лиц в рамках интеграционного объединения. К сожалению, статистики движения рабочей силы в пределах стран – участниц ЕАЭС, нет, однако косвенно об интенсификации этого процесса можно судить по росту объемов денежных переводов. Если взять статистику Центрального Банка РФ (Россия – это все-таки главная страна-реципиент трудовой миграции в рамках союза), то за четыре года – с 2015 по 2018 – количество денежных переводов из России в Кыргызстан увеличилось с 1 млрд 383 млн долларов до 2 млрд 339 млн – это треть ВВП страны, из России в Армению с 941 млн до 1 млрд 116 млн, из России в Казахстан с 514 млн до 796 млн долларов. Рост показателей взаимной торговли – еще один очевидный успех ЕАЭС. В настоящий момент объемы взаимной торговли товарами между странами-участницами ЕАЭС составляет 54,7 млрд долларов. Последние два года наблюдается рост этого показателя: в 2017 году взаимная торговля выросла на 27,3%, в 2018 году – на 10,1%. В то же время удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли ЕАЭС составляет всего 14,6 % - то есть потенциал для роста присутствует. Необходимо также отметить прогресс в создании общих рынков – с 2017 года действует единый рынок лекарственных средств. Идет работа над созданием общих рынков газа, нефти, нефтепродуктов - утверждены «Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС» и «Концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС». Наконец, существенных успехов удалось достичь в создании транспортного пространства ЕАЭС. Наблюдается увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок на пространстве ЕАЭС. Особую роль в создании транспортного пространства играет АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» с участием национальных железнодорожных перевозчиков Казахстана, России и Беларуси. Объем транзитных перевозок АО «ОТЛК ЕРА» по маршруту Алтынколь/Достык (Казахстан) и Брест/Брузги/Свислочь (Беларусь) и Калининград (Россия) в 2018 году вырос по сравнению с 2017 годом на 60% и составил 280,5 тыс. ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент - условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), по сравнению с 2016 году объемы перевозок выросли втрое. Таким образом, коллаборация национальных железнодорожных перевозчиков в рамках ЕАЭС позволяет эффективно использовать транзитный потенциал наших стран. - Какие из проблемных пунктов работы ЕАЭС, по вашему мнению, требуют решения в первую очередь? Связаны ли они с аспектами институализации ЕАЭС или же с позицией государств-участников по наиболее дискуссионным вопросам? - Думаю, что сегодня пришла пора развернуть ЕАЭС лицом к рядовому гражданину и сосредоточиться на решении социальных вопросов. Граждане стран-участниц ЕАЭС должны ощутить пользу от интеграции – это позволит обеспечить евразийский интеграционный проект общественной поддержкой. Наиболее остро стоит решение вопроса пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, работающих в странах ЕАЭС, и экспорта пенсий. Трудности связаны с различиями в пенсионных системах в государствах-членах ЕАЭС - в Казахстане действует накопительная система, в других странах преобладает солидарный принцип. В Казахстане пенсионные взносы удерживаются из доходов работника, а России и Беларуси страховые взносы выплачивает работодатель. Различается возраст выхода на пенсию – в Казахстане 63 для женщин и мужчин (с 2027 года), в России 60 для женщин, 65 для мужчин (с 2028 года), в Беларуси 58 для женщин, 63 для мужчин. С учетом роста экспорта трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС принятие Соглашения по пенсионному обеспечению в ЕАЭС представляется одним из приоритетов деятельности ЕАЭС. Не менее болезненным является вопрос барьеров, ограничений и изъятий, действующих в ЕАЭС. По данным портала «Функционирование внутренних рынков ЕАЭС», на внутреннем рынке ЕАЭС присутствует 71 препятствие. Безусловно, ведется поступательная работа по устранению этих препятствий – к примеру, в апреле нынешнего года, на заседании Межправсовета ЕАЭС в Ереване были согласованы спорные вопросы по допуску на российский рынок молочной продукции из Беларуси, было снято казахстанское вето с решения Коллегии ЕЭК по антидемпинговому расследованию в отношении гербицидов из ЕС, наконец, было принято решении в отношении чувствительного для Казахстана «сахарного вопроса» - с 1 января 2020 года сахар будет исключен из списка товаров, ввозимых в Казахстане через СЭЗ. Все эти решения, принятые после длительных переговоров и согласований позиций стран, свидетельствуют о том, что в рамках ЕАЭС можно и нужно договариваться, что консенсус, основанный на взаимных уступках, достижим. Впрочем, с момента заседания Межправсовета ЕАЭС в Ереване образовался другой спорный вопрос, касающийся транзита казахстанского угля на Украину по территории Российской Федерации. С июля по сентябрь нынешнего года 60% заявок казахстанской стороны на транзит были отклонены. Казахстанской и российской стороне предстоит решить этот вопрос. Интеграция – это поступательный, разворачивающийся во времени процесс, а не конечный результат, поэтому подобные спорные ситуации будут возникать. Главное – решать их в рабочем порядке. - Какие перспективы развития Евразийского экономического союза видятся вам наиболее вероятными? Обоснована ли позиция скептиков евразийской интеграции о том, что у объединения нет будущего? - Разговоры о том, что «у ЕАЭС нет будущего» все-таки имеют в большей степени политический, спекулятивный характер. Качество и скорость интеграционных процессов и успех евразийской интеграции не имеют предопределенный характер, а зависят от усилий и мотивации стран-участниц ЕАЭС. Перспективным направлением интеграции является, в частности, такая сфера, как государственные закупки, хотя бы в силу того, что государственный сектор традиционно занимает важное место в хозяйственной структуре стран ЕАЭС. Тут необходимо принять меры по обеспечению взаимного признания электронных цифровых подписей (ЭЦП) и банковских гарантий, а также создать единую электронную платформу госзакупок в ЕАЭС. Также необходимо интенсифицировать сотрудничество в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС, взаимных инвестиций, координации монетарной и валютной политики, технологического развития. Наконец, пришло, на мой взгляд, время для того, чтобы приблизить интеграционное объединение к интересам и потребностям рядовых граждан стран-участниц ЕАЭС. Приложить усилия к созданию удобств и комфортных условий для населения. Должен появиться проект, сопоставимый с инициативой Н. А. Назарбаева «О десяти простых шагах навстречу простым людям», которую он озвучил в конце 90-х годов и которая удержала постсоветское пространство от процессов распада и дезинтеграции. Почему бы, например, не разрешить гражданам стран-членов ЕАЭС совершать покупки в магазинах duty free в аэропортах? Целесообразной видится отмена роуминга внутри ЕАЭС и обязательной регистрации, что позволило бы обеспечить свободу перемещения для граждан. Прагматичным было бы установление приоритетной очередности пограничного контроля для граждан стран ЕАЭС и, наконец, введение «открытого неба» для авиакомпаний государств-участников интеграционного объединения, чтобы снизить стоимость авиаперелетов внутри ЕАЭС и повысить мобильность населения в рамках интеграционного объединения. Недавно депутат Государственной думы РФ Константин Затулин высказал инициативу о учреждении «евразийского гражданство» – если цель этого института – создание комфортных условий и удобств для рядовых граждан, то к этой инициативе стоило бы присмотреться. - Одной из целей Форума молодых лидеров «ЕАЭС: истории успеха» – является стимулирование интереса молодежи государств ЕАЭС к процессу евразийской интеграции. Посредством каких механизмов, на ваш взгляд, возможно достижение этой цели на евразийском пространстве? - Полагаю, взаимный интерес молодежи в рамках евразийского пространства уже присутствует. Например, Казахстан – лидер по количеству студентов в России, в российских вузах обучается 59,3 тыс. казахстанцев. Часть из 640 тыс. кыргызстанских трудовых мигрантов, работающих в РФ, – это, конечно, молодежь. Таким образом, интерес молодежи к евразийской интеграции – естественный, личностно и прагматично обусловленный и не нуждается в стимуляции. Другое дело, что нежелательна и обратная крайность – демографическое донорство, отток наиболее талантливой и конкурентоспособной молодежи в страны-члены ЕАЭС с более высокими социальными и образовательными стандартами, с лучшими условиями на рынке труда. Эти процессы – как мы наблюдаем на примере Европейского союза, где молодежь мигрирует из стран Восточной, Южной Европы и Прибалтики в страны Западной Европы – ведут к негативным последствиям. В этой связи очень своевременным и актуальным видится недавнее заявление российского президента В. В. Путина, который на встрече со студентами Уральского федерального университета призвал «не переманивать таланты из Казахстана», а повышать общую конкурентоспособность, передавать новые компетенции в страны-партнеры по ЕАЭС. В практическом плане – это означает введение совместных российско-казахстанских грантов и открытие в Казахстане филиалов ведущих российских вузов.