Проект «Север-Юг» превратит Азербайджан в главное ключевое звено

В рамках реализации транспортного проекта «Север-Юг» продолжаются обсуждения по объединению железной дороги между Азербайджаном, Россией и Ираном. После полной реализации, проект обещает превратить Азербайджана в главное ключевое звено Каспийского региона. «22 ноября 2018 года был запущен первый пробный поезд по железной дороге Казвин — Решт. Главная церемония открытия же состоялась 6 марта 2019 года, это самый сложный участок железнодорожного пути. Сейчас необходимо достроить участок железной дороги Решт-Астара. Это запланировано на 2021 год, после чего проект будет полностью завершен», - заявил в интервью корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» политолог, глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде . По его словам, работы на территории Азербайджана уже фактически завершены. Еще стоит вопрос модернизации существующей железной дороги, которая связывает Азербайджан с Россией, речь об участке в Дагестане. «Если говорить о системе железных дорог проекта «Север-Юг», то наша железная дорогая является самым коротким коридором по системе мультимодального маршрута. Есть и другая железная дорога, которая проходит через Казахстан и Туркменистан,  связывая их с Россией и Ираном. Этот маршрут более 10 лет как запущен, но в приоритете именно тот, который будет проходить через нашу территорию», - сказал политолог. По его словам, в свое время шли разговоры о создании консорциума железных дорог Азербайджана, России и Ирана. Однако итогового решения принято не было. Как только он будет создан, будут определены условия прохождения грузов, согласована тарифная политика… «Стороны в разное время были близки к согласованию, но, надеюсь, что на встрече в Сочи между президентами трех стран этот вопрос найдет свое отражение. Для Азербайджана этот проект положительно скажется и на открытии новых рабочих мест, появятся современные логистические Центры, несколько изменится инфраструктура…», - сказал он. Отметим, что накануне министр энергетики Российской Федерации Александр Новак , заявил о принятии решения о реализации проекта по объединению железной дороги между Азербайджаном, Россией и Ираном, сообщает Trend. Министр выразил надежду на успешное проведение трехсторонней встречи между Ираном, Азербайджаном и Россией. По его словам, планируется открытие морского пути для транспортировки продуктов сельского хозяйства между Россией и Ираном. Далее, отметив увеличение торгового обмена между Ираном и Россией, министр отметил следующее: «В период с 21 марта по 20 апреля Иран экспортировал в Россию продукты на сумму 26 миллионов долларов, а Россия в Иран - на 62 миллиона. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем иранского экспорта сократился на девять, а импорт на 62%», - сказал он. Примечательно заметить, что в скором будущем состоится встреча президентов РФ, Азербайджана и Ирана.  В Сочи в августе этого года Владимир Путин, Ильхам Алиев и Хасан Роухани обсудят сотрудничество в трехсторонней сфере. Отметим, что железная дорога Астара — Решт — Казвин — строящийся транспортный коридор, который соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Проект осуществляется в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг», целью которого является интеграция транспортно-информационных магистралей России, Азербайджана, Ирана и Индии. Проект железной дороги Астара — Решт — Казвин предусматривает строительство на территории Ирана новой железнодорожной ветки, которая соединит азербайджанскую Астару с иранскими городами Астара, Решт и Казвин. Ранее железнодорожное сообщение между Тегераном и Москвой осуществлялось через территорию Нахичеванской Автономной Республики (Азербайджан), Армении и Грузии, однако армяно-азербайджанский Карабахский конфликтвоспрепятствовали эксплуатации этой ветки в постсоветское время. Соглашение о строительстве дороги было подписано тремя сторонами в 2005 году. В его рамках предусматривается строительство сегментов железной дороги на территории Ирана протяженностью около 350 километров и на территории Азербайджана между Астарой и азербайджано-иранской границей протяженностью 8,5 километров, а также реконструкция уже существующей железной дороги на территории Азербайджана. Стоимость проекта оценивается в 200 миллионов долларов США, из которых 20 миллионов будет потрачено на строительство и реконструкцию азербайджанского отрезка коридора. Строительство началось в 2006 году. Первый испытательный грузовой поезд из России достиг иранской Астары 8 февраля 2018 года. Сразу после введения в эксплуатацию участка Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) в конце марта 2018 года иранский участок железной дороги вместе со станцией Астара и новопостроенным грузовым терминалом был передан в аренду Азербайджану сроком на 25 лет. За 11 месяцев посредством этой железной дороги было перевезено более 270 тысяч тонн грузов. Строительство железной дороги Решт — Астара планируется завершить к 2021 году. Азербайджан предоставил Ирану льготный кредит на 500 млн. долларов США для строительства этого участка. В 2009 году иранская сторона приступила к строительству участка железной дороги между Рештом и Казвином. На первоначальном этапе по коридору планируются грузоперевозки в объеме 6 млн, в дальнейшем — 15-20 млн тонн в год. Строительство железной дороги Решт — Казвин рассматривалось как один из самых сложных железнодорожных проектов Ирана, учитывая, что он проходит по разнообразному рельефу. На всем протяжении железной дороги было построено 22 туннеля и 15 мостов, общей длинной 25 и 8 километров, соответственно. 22 ноября 2018 года был запущен первый пробный поезд по железной дороге Казвин — Решт. Главная церемония открытия этого 164 км участка состоялась 6 марта 2019 года с участием президента Ирана Хасана Рухани, министра экономики Азербайджана Шахина Мустафаева и официальных лиц Пакистана и Ирака. Татьяна Иванова