Дархан Калетаев 2.0: штрихи к портрету идеолога на фоне АЭФ

Астанинский экономический форум в нынешнем году совершил ребрендинг, трансформировавшись в Global Ghallenges Summit, вследствие чего стал на порядок более модным, более концептуальным, но в то же время еще более оторванным от местного, казахстанского, дискурса. На протяжении форума трудно было избавиться от ощущения, что налет футурологии, которые придавали мероприятию дискуссии о рождении сверхчеловека и эре постгуманизма, этических аспектах искусственного интеллекта, новой урбанистике и безработице в эпоху машин, мало вяжется с гораздо более приземленными и порой довольно неприглядными реалиями казахстанской экономики – двумя миллионами самозанятых с неопределенным социальным статусом и отсутствием пенсионного обеспечения, серией банковских и коррупционных скандалов и прочим. Однако отдельные мероприятия в рамках форума в силу определенных обстоятельств все-таки вызвали неподдельный интерес у местного сообщества. К таковым можно отнести состоявшуюся под занавес форума панельную сессию «Будущее гражданского общества. Новая гражданская активность», хедлайнером которой стал министр по делам религий и гражданского общества Дархан Калетаев . Интерес к этому спикеру подогревало то обстоятельство, что панельная сессия в рамках АЭФ, по сути, стала первым крупным публичным мероприятием с участием назначенного в начале апреля нынешнего года министра. А ведь судя по комментариям, сопровождавшим камбэк Дархана Амановича в большую политику, от него ожидают нестандартных подходов в налаживании диалога между государства и обществом, а также формулирования новых правил игры в гражданском секторе. Очевидно, что в выступлении Калетаева должны были прозвучать программные мессиджи, обращенные к гражданскому обществу. На чем же сделал акцент министр? Во-первых, Дархан Калетаев дал понять, что заигрывание с протестными и оппозиционными силами, которое было ему не чуждо в бытность его первым зампредом партии «Нур Отан», осталось в прошлом. Гражданская активность, по мнению министра, не только не сводится к протестности, но и представляет нечто принципиально иное. «Долгое время гражданская активность в обществе ассоциировалась с участием в митингах и демонстрациях, в основном протестных. Сегодня мы говорим о том, что гражданская активность – это проявление сознательности каждого гражданина», - подчеркнул министр. Для этого «сознательного гражданина» Калетаев определил особый вид гражданской активности – «позитивной». «Соблюдение законов и правил, оплата налогов и коммунальных услуг, выполнение договорных обязательств, нетерпимость к коррупции, оказание содействия в борьбе с правонарушениями, волонтёрство, благотворительность и даже участие в деятельности КСК – всё это является проявлением позитивной гражданской активности», - заявил министр, провозглашая тем самым в качестве программного для себя некий аналог «теории малых дел». Второй принципиальный момент, прозвучавший в выступлении Калетаева, - это признание социальных сетей и сформированных на их поле лидеров мнений в качестве института, способного на равных конкурировать с традиционными НПО – предположим, что в том числе и за финансирование. «Масштаб социальных сетей изменил парадигму выражения гражданской позиции отдельного человека или группы людей. Традиционные институты гражданского общества конкурируют с новыми сетевыми институтами за право обладания монополией на выражение мнения населения... Социальные сети и интернет открыли нам ещё один вид гражданской активности – виртуальной, когда каждый человек может участвовать в обсуждении государственных инициатив, общественных проблем и вносить конструктивные предложения по их решению», - заявил Калетаев, видимо, приглашая, тем самым, к активному сотрудничеству казахстанскую блогосферу. Что же, судя по этому первому выходу на публичную дискуссионную площадку в должности министра, Дархан Калетаев 2.0 на порядок сдержаннее и немногословнее, чем в бытность своего предыдущего пребывания на видной идеологической позиций. Сегодня в нем нет уже тех былых «буйства глаз и половодья чувств», которые, возможно, и стали причиной его отставки и десятилетнего периода пребывания на «скамейке запасных». Вместе с тем, вероятно, именно эта благоприобретенная сдержанность и немногословность, а также наличие вполне зрелой и оформленной концепции «позитивной гражданской активности» как «теории малых дел» позволит ему закрепиться на новой должности надолго и сыграть еще свою значимую роль на идеологическом фронте. Жанар Тулиндинова